Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще в минувшем столетии. И которую, однако, решительно невозможно до сих пор провести по тому унылому разряду «классики», что предполагает лишь снобитское удовольствие от «знания-владения». Джаз, одним словом, жив почти как Цой или Джим Моррисон.

Именно по этой причине в пространстве новомирского сайта продолжает свое регулярно мерцающее существование проект «Джазовый лексикон 2.0». Настоящий выпуск по счету четвертый, а в своем движении по листам джазовой конкордации мы добрались до буквы «Г». Тут, конечно, можно было рассказать, например, о джазовой гитаре или о «Голубой рапсодии» Гершвина. Все это когда-нибудь, может, и будет. Но ваш покорный слуга, копаясь в материалах, как-то неожиданно и почти без участия собственной воли вывернул на тему «Гобой в джазе». Именно то, конечно, что надо, если учесть, что на гобое в джазе практически не играют. То есть, арфа на фоне гобоя – это вполне себе распространенный инструмент.

Но практически - не то же самое, что совсем. Гобой в целом плохо отвечает джазовым базовым потребностям. У него специфический, не очень сильный звук, совсем не джазовый «гнусавый» тембр, на гобое не получишь тембральных эффектов и ярких атак, которые вроде бы стали уже неотъемлемыми элементами джазового языка (недаром даже кларнет, тоже проигрывающий здесь саксофонам и медным, в процессе развития джаза был вытеснен с первых позиций на периферию). Гобой точно не годится для быстрой игры. И все же гобои изредка появляются уже в ранних джазовых оркестрах, прежде всего в оркестре Пола Уайтмена. Что, как раз, не странно, потому что этот оркестр как бы проращивал в себе джазовые начала ради их модности, но в принципе был ориентирован на исполнение обычной развлекательной музыки начала прошлого века, то есть представлял из себя нечто вроде вырожденного симфонического – ну, по аналогии с нашими эстрадными оркестрами. Был, скажем, мультиинструменталист Гарвин Бушелл, игравший на всех тростевых – кларнете, разных гобоях, саксофонах, фаготах – и на флейте. Он родился аж в 1902 году и записывался еще с Фэтсом Уоллером в двадцатых - а в шестидесятые мы можем встретить его на сессиях ни много ни мало у Джона Колтрейна, который находился тогда на пике популярности, всячески эксплуатируя и развивая принципы модального джаза и заглядывая уже во фри-джазовые области. Старый гобоист (точнее – он использует там разновидность гобоя – английский рожок) – стоит в одном ряду с такими молодыми львами и будущими абсолютными джазовыми легендами, как Эрик Долфи, Маккой Тайнер, Элвин Джонс.

Я ставлю сюда эту запись исключительно факультативно. Как чаще всего с гобоем в джазе и бывало, здесь инструмент Бушелла используется в колористических целях. Вот он появляется в начале, играет тягучую тему (пьеса и называется – «Индия») – а в тех собственно джазовых событиях, которые происходят после этого пятнадцать минут ( главным образом, очень много колтрейновского назойливо-высокого сопрано-саксофона), уже никакого участия не принимает. Поэтому и в раннем джазе гобой показать трудно – он теряется в ансамбле, оркестре, его существование оправдывают две-три ноты, которых приходится ждать специально.

Итак, ролик, который стоит слушать либо если вы просто хотите послушать добротного Джона Колтрейна в самом расцвете, либо если вам очень интересно про гобой – но он там, повторюсь, в самом начале. Это из записей выступлений ансамбля Колтрейна в клубе Village Vanguard в ноябре 1961 года. Индия.

Казалось бы, раскрепощенный, полноценный джазовый гобой вероятнее всего обнаружить в ансамблях Западного побережья 50-60-х годов, коль скоро музыканты здесь в существенной степени держали в уме европейскую композиторскую музыку. Однако первым человеком, который стал использовать гобой регулярно и на первом плане, стал музыкант с боповыми корнями, саксофонист и флейтист Юзеф Латиф. С самого начала сольной карьеры он сделал «фишкой» общую подчеркнутую интеллекутальность своей музыки, восточные аллюзии в пьесах и использование экзотических для джаза (да и не только для него) инструментов вроде арабской флейты аргул. Впервые гобой входит в инструментарий Латифа в 1960 году, и где-то до 80-х музыкант достаточно регулярно к нему обращался. Вот видео 1972 года. Блюз на гобое. Редко встречается.

Нечастые появления гобоя в современном джазе и околоджазовой музыке, кажется, вообще никогда не бывают связаны с «обычными», говоря условно, джазовыми стилистиками, ведущими так или иначе происхождение от би-бопа или от более ранних стилей. Скорее, гобой можно отыскать в областях, которые находятся ближе к этноджазу, к композиторской музыке джазового облика. Вот сорокалетний американский композитор и гобоист Кайл Брукман. Он персонаж многогранный, рубит индастриал и хардкор, а заодно ведет составы более джазового толка и вступает в разные коллаборации со всякими авангардными джазовыми, электронными музыкантами. В духе нью-йоркского авангарда, одного из самых влиятельных сегодня течений в джазе, в музыке его ансамбля “Wrack” сочетаются композиторская работа, свободная импровизация, заметны, как мне кажется, и оттенки клезмера. Вот такой современный джаз, видео 2012 года. Брукман там слева, а не в центре. Играет, кстати тоже на английском рожке – и в первой половине ролика, потом уже другие участники группы показывают себя.

Пол Маккэндлесс – тоже редкий случай гобоиста по-преимуществу, хотя сопрано-саксофоном и кларнетами он также не пренебрегает. Маккэндлесс является основателем известного ансамбля «Орегон», явившегося на свет в 1970 году и существующего на стыке джаза, традиционных неевропейских музыкальных систем (индийской, например), этники, воображаемого фолка, композиторского письма. С течением времени «Орегон» дрейфовал от более джазовых структур и звучания ко все менее таковым. И некоторые из записей ансамбля вызывают, конечно, вопрос: какое это вообще имеет к джазу отношение и почему подается под джазовой рубрикой. Ответить тут проще всего в прагматическом ключе: потому что это музыка как раз того рода, какую сегодня можно встретить именно на джазовых фестивалях. Гобой Мамккэндлэса (как, впрочем, и не вполне «форматная» для джаза – она, скорее, откуда-то из фолк-культуры или из прог-рока - акустическая гитара Ральфа Таунера) обеспечивали звучанию «Орегона» такую характерность, что спутать ансамбль с кем-нибудь практически невозможно.

У нас видео, сделанное в 1980 году. В сети полно более поздних и более качественных видео позднего «Орегона», однако здесь мы можем видеть Колина Уолкотта, легендарную фигуру среди тех музыкантов, которые начинали с 60-х годов обращаться к индийской музыке и прочим неевропейским музыкальным традициям. Колин играет на индийской перкуссии и на ситаре. Он долго считался единственным неиндийцем, который действительно умел играть на индийских ударных. В 1984 году он погиб в автомобильной аварии в Восточной Германии, где «Орегон» гастролировал.

Гобойная тема позволяет нам впервые отметить и выходца с нашего некогда общего государственного пространства – музыканта, скажем так, постсоветского. Зовут его Энвер Измайлов. Он-то не гобоист, а вовсе даже гитарист. Я не могу назвать его ни иностранцем, ни соотечественником – по недостатку информации. Он крымский татарин, родившийся в Фергане, в Узбекистане, в 1955 году – а жил, по крайней мере до конца девяностых, под Симферополем, то есть несомненно являлся украинцем, да и был народным артистом Украины. Где он живет сейчас – толком мне неизвестно, но вполне могу предположить, что где-нибудь в Европе. Измайлов был в СССР пионером игры тэппингом – то есть, когда не щиплют гитарные струны одной рукой, а другой зажимают, но звук извлекается благодаря удару подушечкой пальца по струне, которая, в свою очередь, ударяется о гриф. С 90-х годов он плотно занялся этноджазом, построенным у него прежде всего на фольклоре крымских татар. Ну и вообще стяжал славу подлинного виртуоза. Но как он попал в компанию гобоистов? А вот как. В 2014 году были у него фестивальные выступления в Париже в составе трио с фаготистом Полом Хэнсоном и человеком, который настолько ассоциирует себя именно с гобоем, что у него и сценический псевдоним - Oboman (гобой по-английски – oboe). В миру Oboman'а зовут Жан-Люк Филон и происходит он из Франции.

У этого ролика высокое разрешение, и чтобы он не вис и не хлюпал, можно нажать там внизу в строке на шестереночку и выбрать параметр попроще.

На чем и подходит с своему завершению четвертый, несколько разросшийся выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Всем привет - и до будущих встреч.

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"