Хочу внести свою лепту вдовицы в тему истории «Нового мира».

Собственно, все началось с материала Владимира Губайловского ««Новый мир» в фильме «Третья Мещанская»», опубликованном на сайте 18 февраля 2015 г. В нем речь шла о фильме 1927 года выпуска под названием "Третья Мещанская», где в кадре, по предположению автора, впервые появился номер журнала "Новый мир». В том же году 12 августа на сайте появилась еще одна статья В Губайловского - ««Новый мир» в кино.«Вы не оставите меня...» (2006)».

Прекрасные материалы, замечательные факты из жизни уважаемого всеми журнала. А мне хочется продолжить этот короткий пока список.

В новогодние каникулы, чуть ли не в сотый раз пересматривая фильм "Покровские ворота", я почему-то впервые заметила вдруг в руках Льва Евгеньевича Хоботова, сидящего на пленэре в больничной беседке, всем знакомую синенькую обложку. Характерно, что в пьесе "Покровские ворота" нет уточнения, что в этой сцене герой что-либо читает. У Л. Зорина он просто сидит в парке на скамеечке. По всей видимости, режиссер М. Козаков не зря вручил одному из главных героев своего фильма "Новый мир". Журнал ( № 6 непонятно какого года) здесь как будто олицетворяет последовавший далее по сюжету бунт вечно робкого и нерешительного героя против своей властной экс-супруги.

Потом я обнаружила, что "Новый мир" дважды мелькнул в кадре в очень пронзительном фильме К. Шахназарова. "Зимний вечер в Гаграх". В первый раз - буквально на 46 секунде экранного времени, в самом начале ленты, когда в павильоне снимается танец молодого чечеточника Алексея Беглова. Начавшаяся было съемка вдруг неожиданно прерывается командой: "Стоп, камера не пошла!" Сразу же звучит объявление: "Перекур пять минут!" После этих слов оставшийся зрителю неизвестным эпизодический персонаж достает журнал "Новый мир" и углубляется в чтение. На экране хорошо различим номер - одиннадцатый, но год издания журнала я разглядеть не смогла.

Далее по сценарию в течение вынужденной паузы следует импровизированный танец главного героя, который привлекает внимание всех присутствующих. Персонаж с журналом в руках тоже на мгновение отрывается от своего занятия и с улыбкой смотрит на спонтанное представление. На этом второе и последнее его пришествие на экран заканчивается.

И в "Покровских воротах", и в описываемом отрывке из фильма "Зимний вечер в Гаграх" действие происходит в 1950-е годы. Именно пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века - это время зарождения небывалой популярности журнала "Новый мир", после которого он наравне с красным флагом, серпом и молотом стал одним из символов эпохи СССР. 

Учитывая огромное наследие художественного советского кинематографа, логично предположить, что "Новый мир" был увековечен в кадрах и других фильмов. Историкам кино предлагаю новую тему для исследования, которая может звучать примерно так: "Образ журнала "Новый мир" в российском киноискусстве".