У нас на сайте понемногу продолжается обсуждение "Пиковой дамы" - некоторых парадоксальных моментов ее композиции. В частности, такого: “Швейцар запер двери”, а потом “Германн вошел в ярко освещенные сени”. То есть вошел в запертую дверь?

Ирина Бенционовна Роднянская мне говорила: не зря “Пиковая дама - это тайная недоброжелательность”, с ней не так все просто, вот увидите. И я увидел.

Редакция “Нового мира” расположена в гостинице Страстного монастыря - в последнем сохранившемся от монастыря здании. Построено оно в середине XIX века. Высоченные потолки, толстенные стены, все как положено.

Редакция запирается на кодовый замок. Код знают сотрудники редакции и, возможно, некоторые наши постоянные авторы. Когда я ухожу, а обычно я ухожу последним, то запираю двери на ключ и сдаю помещение на охрану. Это все довольно обычные вещи, но это необходимая преамбула.

Я сидел и работал в своей комнатке на 4-м этаже. Время было позднее - около 10 часов вечера, дверь в мою комнату всегда открыта. И я отчетливо услышал, что кто-то ходит по коридору. Я вышел и увидел девушку - лет 20-ти, черноволосую, в черном стильном пиджачке и синей блузке. Я ее никогда прежде не видел.

- Простите, вы что здесь делаете?

- Это последний этаж?

- Последний.

- А что здесь находится?

- Редакция журнала “Новый мир”

Голова моя несмотря на поздний час все-таки работала. Сейчас двери закрыты на кодовый замок, если девушка откуда-то узнала код, то узнать она его могла только у человека, которому заведомо известно, что здесь находится редакция НМ. Почему она этого не знает? Дальше стало еще интереснее.

- Скажите, а где здесь крыша?

Я показал рукой вверх. Девушка усмехнулась.

- Я понимаю, но где здесь дверь на крышу?

Вот тут мне стало совсем не по себе. То что на четвертом этаже есть такая дверь (именно дверь, а не люк), за которой находится лестница, ведущая на крышу, об этом не все сотрудники “Нового мира” знают. Откуда у незнакомой девушки такие прямо-таки эксклюзивные сведения?

- Зачем вам эта дверь?

- Понимаете, это такая игра. Такой спор. Мне надо выйти на крышу.

- Объясните, зачем?

- Ну просто надо. Просто такой спор.

Девушка, как девушка. Симпатичная, даже несколько смущенная. Все вроде нормально. Но мы с ней стоим в коридоре четвертого этажа, куда она как-то попала, и ей нужен выход на крышу. А если девушка эта не одна? Вон - рядом длинная лестница вниз, там можно хоть роту спрятать.

- Давайте я вас провожу.

- На крышу?

- Нет, я вас провожу к выходу.

Мне нужно было проверить, есть ли кто-то лестнице. Девушка как-то смиренно пошла вниз. Мы спустились. Я шел сзади. На лестнице никого не было. На выходе я специально задержался, мне надо было понять, знает ли девушка как выходить - где кнопочка, которая открывает двери изнутри. Девушка этого не знала. Она остановилась и ждала, пока я открою. Значит она здесь впервые. Я открыл дверь. Девушка вышла. Последнее, что она сказала:

- Спасибо, что проводили, но я бы и сама нашла дорогу.

А как бы открыла двери? Я запер дверь на ключ изнутри и поднялся к себе на четвертый. Пока я поднимался, все думал: вот у девушки какая-то игра, одета в черно-синее - цвета пиковой дамы, и опять эта морока с запертыми дверями, сквозь которые ходят как хотят. А вообще-то она тень отбрасывала? Не помню. Надо по вечерам двери на ключ запирать. Вот только поможет ли?

Права была Ирина Бенционовна, поосторожнее надо с пиковыми дамами.

 

night-meeting-with-pik-dama-1.jpg

Фотография новомирского коридора - Марина Прозоровская. Рисунок - Евгения Губайловская.