O вольнодумной глубине. Приношение Юлию Киму - Блог

Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

O вольнодумной глубине. Приношение Юлию Киму

Добавлено : Дата: в разделе: Песня
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2116
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Премия "Поэт" 2015 года присуждена поэту и драматургу Юлию Черсановичу Киму.

Моя френд-лента состоит по крайней мере на треть или даже больше из литераторов. Но мало кто порадовался тому, что премия “Поэт” присуждена Юлию Киму. Мне очень обидно. Как бы мы не относились к премиям вообще и к премии “Поэт”, в частности, но то, что Ким этой премии достоин - для меня совершенно несомненно.

Песни Кима сопровождают меня почти всю сознательную жизнь.

Я начал слушать Кима с первого курса. Я учился на мехмате, а Кима на факультете очень любили. Любили и Окуджаву, и Высоцкого, и Визбора, и Галича, но они все-таки были далеко, а Ким - он же свой.

Юлий Ким в течение нескольких лет преподавал литературу и историю в 18-м (Колмогоровском) интернате, а оттуда была прямая дорога на мехмат. И хотя к тому времени, когда я поступил, Кима в Интернате уже не было - его за неправильные песни и прочую неодобряемую властями деятельность давно уволили, песни, которые он пел - остались. И мы их пели.

А кимовское “19 октября” вообще считалось неофициальным гимном Интерната.

В самом начале 80-х в университетском ДК был объявлен концерт Владимира Дашкевича. Имени Кима на афишах не было. Но все знали, что Дашкевич с Кимом написали много песен, и Ким наверняка придет. И вдруг…

Ким в те годы был отлучен от сцены, куда его бдительные органы не выпускали, но и песни, звучавшие в кино, он подписывал псевдонимом “Ю. Михайлов”. Но кто же не знал, кто такой “Ю. Михайлов”?

ДК был битком. Дашкевич играл и пел. И все это он делал очень хорошо. Но где-то ближе к концу концерта с галерки раздался мощный бас: “Михайлова на сцену!” Зал подхватил: “Михайлова на сцену!”. Дашкевич подошел к краю сцены и несколько растерянно сказал: “Юлик…” Ким сидел в первом ряду. Он поднялся и поклонился залу. Зал ответил овацией. Ким поднес руку к горлу, развел руками и сел. Понимать, это следовало, видимо, так, что вот - горло не в порядке, не могу петь.

На сцену Ким так и не поднялся, но зал все-таки сумел сказать барду о своей любви.

Спустя много лет, когда я работал на Радио Свобода, Володя Бабурин (светлая ему память) пригласил Кима на программу “Лицом к лицу” - программа выходила в эфир к 70-летию Юлия Черсановича в декабре 2006 года. Меня Володя тоже позвал поговорить Кимом. Это был один из самых памятных для меня эфиров. Ким выглядел несколько уставшим. Но перенес тяжелую болезнь. И к тому же бросил курить, что тоже непросто.

Мы что-то такое у Кима спрашивали, а он очень достойно отвечал. Володя очень хотел, чтобы Ким попел, но как-то не очень получилось. Ким спел только одну песню - “Адвокатский вальсок”. И вот когда он взял гитару, вся усталость исчезла, он был тем же Кимом, какого мы знали и любили и 10, и 20 лет назад: смелый, ироничный, свободный человек.

Я спросил Кима, как он относится к сегодняшней поэзии. Юлий Черсанович ответил: “В сегодняшней поэзии, как и в сегодняшней прозе, как и в драматургии, и в театре, и во всех областях искусства, включая живопись, кино, происходит эпоха великого поиска. И это прекрасно… Ощущение широчайшего, свободного поиска, полета меня не покидает. Поэтому за потомков я ручаюсь”.

Эти слова я вспоминаю сегодня. Потомки оказались не так душевно щедры по отношению к Киму, как он к ним.

В кимовском “19 октября” есть такие строчки:

Ты наш друг, ты наш учитель
Славный пушкинский лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Безкорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Вольнодумство вообще-то почти всегда - поверхностно. Оно как бы отстраивается и отталкивается от предписанных и прописанных “дум”, и потому эти прописи повторяет, как противоположное общее место.

А вот “вольнодумная глубина” требует настоящей свободы и самостоятельности мышления. И это всегда было и есть у Кима.

Ким в основном пишет песни и тексты песен, а это вроде как поэзия второго сорта. Но у настоящих бардов - таких как Ким или Галич или Высоцкий есть качество очень редкое для поэзии любого уровня. Это - изощренная и изысканная рифма. А рифма для поэта - это всегда точка максимального сопротивления материала. И когда поэт шутя справляется к труднейшей версификационной задачей, у меня это вызывает восторг. Не знаю почему именно бардам такой дар дан. То ли рифму подсказывает и диктует гитара, то ли именно такого рода поэтический талант требует не только написанных на бумаге строчек, но и музыкального воплощения. Скорее всего - и то, и другое.

Вот пример из песни 1968 года, посвященной Галичу:

А Дубна - она, ох, не близенько,
А в Дубне одна только физика,
Никаких идей - только формулы,
Никаких людей - видно, померли...

Это настолько виртуозная работа со словом, что всякие упреки во второсортности должны умолкнуть. И таких примеров у Кима множество.

Еще в 70-ые Ким написал песню, посвященную Окуджаве и Высоцкому. Она прозрачна и полна подлинной любви к друзьям. Но чтобы написать

Потому и спешу, и к тому все слова и мелодия,
Что я очень спешу объясниться вам в нежной любви -
Я люблю вас, Булат! Я люблю вас, Володя!
Бог помочь вам, друзья мои!

на такие слова нужно иметь право. Так обращается равный к равным, иначе выйдет дурное амикошонство. И Ким такое право имеет.

Он последний из великой плеяды русских бардов. Он - живая легенда.

И то, что жюри присудило Юлию Черсановичу Киму премию “Поэт”, - решение не только совершенно правильное, но и долгожданное.

И я очень рад, что это случилось.

Привязка к тегам Юлий Ким

Комментарии

С гуманитарным приветом!.. (или Альма-матер, как Публичный дом)
Буквально по аналогии с аржаковским - Говорит Москва - читаю сегодня, в сообщениях инициативной группы РГГУ - вот такой плакатик (хорошо, не анонс): 21 мая 2015, к заутрене. "Будущее России"...