Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Две Софьи

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 394
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Поинтересовалась недавно у представителей поколения Z, знакомы ли им имена одиозной Софьи Перовской и респектабельной Софьи Ковалевской. Поколение Z пожало плечами: про Ковалевскую, кажется, слышали, но Перовская?

- А что в России произошло 1 марта 1881 года?

- Убийство царя, - немного подумав, ответило  поколение Z.

- Да, а руководила цареубийством Софья Перовская.

 О Перовской мне напомнила недавняя годовщина дня рождения А.И. Солженицына. В его «Красном колесе» есть главы, где две тётушки, народница и анархистка, пытаются обратить родную племянницу в террористическую веру. Они вдохновенно рассказывают ей историю русского женского террористического движения второй половины девятнадцатого века. Племянница завороженно слушает, ведь мрачно-возвышенное обаяние «королев террора» и их «житий» невозможно не признать.

Что ни говори, русские террористки не жалкие шутихи типа «Пусси райот». Это девушки серьёзные, идущие на смерть с высоко поднятой головой и отблеском христианского мученичества на челе. Хотя в Бога они поголовно не верили, и «худая, маленького роста» Перовская решительно отказалась принять священника накануне своей казни.

Итак, Софья Перовская, член Исполнительного комитета «Народной воли».

Убийство царя  – это было, конечно, неслыханное дело. Такого Россия прежде не знала. Хотя царей, знамо дело, убивали и до этого. Но убивали свои, родственнички и приближенные, элита делила власть, устраивая дворцовые перевороты. Убийство Александра II совершилось прилюдно, на улице, какими-то проходимцами, ради крамольных идей преобразования общества.

У Достоевского, тонко препарировавшего в романе «Бесы» нутро русского террористического движения, нет женского персонажа среди «бесов», нет женщины-террористки. Не предвидел? Не верил в такое?

Но такая женщина явилась. И не одна. И нельзя сказать, что это было неожиданностью для того времени.

За двадцать лет до цареубийства критик Николай Добролюбов объявил Катерину, главную героиню драмы Островского «Гроза», «лучом света в темном царстве». «Характер Катерины … составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…».

В наши дни над Катериной частенько посмеиваются – дескать, что за «луч света» такой? Мужу изменила – невелика доблесть, в реке утопилась – тягчайший смертный грех совершила. Что, «светильник разума» Добролюбов не видел, с кем имеет дело?

Но тут важен контекст эпохи.

Добролюбов ненавидел самодержавный строй, верил в очистительную силу прогресса, и такие «борцы» со старой действительностью и «тёмными царствами», как Катерина, вполне логично выглядели для него «лучами света».

«Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова». «…Она ни перед чем не остановится, - закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия - все исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других», - так говорит Добролюбов.

И ему не откажешь ни в зоркости, ни в пророческой чуткости. Добролюбов разглядел  в Катерине «тренд», тенденцию, новое общественное явление, которое народилось и исчезать не собиралось. Софья Перовская, явившаяся на общественную авансцену, была из плеяды революционерок-семидесятниц, чей жизненный путь заставлял вспомнить о Катерине.

Самое время спросить, при чем тут Софья Ковалевская? Влюблённая в математику, первая в России женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики. Что, кроме имени, у нее общего с террористкой Софьей Перовской, первой женщиной в России, казненной по политическим мотивам?

Начнем с того, что обе Софьи были практически ровесницами. Софья Васильевна Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская) родилась в Москве в 1850 году, Софья Львовна Перовская в 1853 году в Санкт-Петербурге. Обе происходили из обеспеченных аристократических семейств.

Обе явились первопроходцами в своем «деле», специфически мужском для того времени.

Обе ради достижения своей цели оказали непослушание отцу.

Перовская поступила против воли отца на женские курсы, а в семнадцать лет и вовсе ушла из дома, не подчинившись требованию отца прекратить сомнительные знакомства. 

Ковалевская желала обучаться математике в высшем заведении за границей, поскольку в России женщинам это было запрещено. Для этого требовался заграничный паспорт, который можно было получить только с разрешения отца или мужа. Но отец был против обучения дочери за границей, и Софья фиктивно вышла замуж за Владимира Ковалевского. Этот факт многое говорит о девушке Софье и образе её мыслей. Фиктивный брак может показаться пустяком в наше время (и то не для всех), но для 1868 года это был радикальный выбор, мини-революция семейного масштаба, решительное движение по пути женской эмансипации. Более того, это было буквальное следование заветам революционного демократа Чернышевского. В его романе «Что делать?» (1863 г.) в качестве «новых людей» выведены персонажи, которые заключают между собой фиктивный брак для того, чтобы героиня смогла покинуть родительский дом для самостоятельной жизни.

Софья Ковалевская симпатизировала революционным идеям, а ее старшая сестра Анна Жаклар была настоящей революционеркой, участницей Парижской коммуны 1871 г.

Личная жизнь Софьи Перовской тоже представляла собой вызов общепринятой морали эпохи. Она жила с соратником по партии, женатым мужчиной Андреем Желябовым. В биографических источниках Желябова деликатно называют «гражданским супругом» Перовской, но строго говоря, это не был гражданский брак, это была незаконная связь и сожительство. Кроме того, связь с Желябовым, сыном крепостного крестьянина, была серьёзным мезальянсом для Перовской - дочери бывшего губернатора Санкт-Петербурга, члена Совета министра внутренних дел.

Обеих Софий можно назвать женщинами идеи, но идеи ни семейной, ни религиозной, что само по себе было ново и необычно. Их жизнь явилась выходом за пределы привычного женского круга, из парадигмы «дети, кухня, церковь».

Софья Перовская до террористической деятельности работала помощницей учительницы при сельской народной школе, «ходила в народ», стараясь просвещать крестьян, затем обучала грамоте рабочих, а после окончания фельдшерских курсов несколько лет работала в земской больнице. На процессе «первомартовцев» Перовская свидетельствовала: «Стремясь к поднятию экономического благосостояния народа и уровня его нравственного и умственного развития, мы видели первый шаг к этому в пробуждении в среде народа общественной жизни и сознания своих гражданских прав».

Террор, к которому прибегли народовольцы, невозможно одобрить, но их идеи были устремлены в будущее и в той или иной мере давно реализованы.

Обе Софьи – «лучи света в темном царстве» по терминологии Добролюбова. Первые ласточки неизбежных перемен, борцы с отживающей действительностью. Или как модно сейчас говорить, женщины, меняющие мир.

Софья Перовская вне террористической ипостаси и Софья Ковалевская стали в девятнадцатом веке прообразами женщины будущего.

Такая женщина уравнена в правах с мужчинами, обладает избирательным правом, свободна в выборе спутника жизни, имеет доступ к высшему образованию и профессиональной реализации, в том числе в изначально «мужских» профессиях. Она самостоятельна, финансово независима и, как правило, малодетна - у Ковалевской был только один ребёнок, а Перовская не имела детей.

Этот образ может нравиться или не нравиться, но он выжил и победил, и он отнюдь не случаен.

Мы живем в мире, который сложился при деятельном участии обеих Софий. Это не идеальный мир, но это наш мир и наша цивилизация.

Контуры будущего, черты и типы грядущих отношений, образы людей будущего непрерывно складываются в обыденной ткани настоящего. Важно их понять и разглядеть.

Комментарии

Чем женщины отличаются от мужчин

Я отмахнулся от очередной продажи и задал заветный вопрос:

- А к женщинам это всё применимо?

Серёга просиял. Как и всем нам, о женщинах ему было говорить гораздо интереснее, чем о мужчинах.

Россия, США и мусульманский мир: множество феминизмов
Приглашаю всех заинтересованных прослушать аудиозапись встречи в Российском Феминистском Обществе "ОНА" в Москве 14 августа 2016 года. Помимо центральной, еще обсуждались две темы: — Женское письмо: ...
Творческие планы
Сегодня у меня два деда Лайна для двух международных конференций, одна, центральная в нашей дисциплине на этом континенте -- встреча Американской Антропологической Ассоциации в ноябре в городе Вашингт...
Онтологический феминизм-1
Я где-то уже встречала эту мысль, но она представляется мне справедливой: феминизм в частности вызывает столько негативных эмоций потому, что мужчины, видимо, полагают, что женщины, находясь у власти,...
Онтологический феминизм-2
парадокс термина "феминизм" состоит в том, что он происходит от "фемина" ("femina", женщина -- лат.). в то время как феминизм не реконструирует, а, напротив, деконструирует понятие "женского" и "женск...
Онтологический феминизм-3
хочу пояснить одну из своих предыдущих сентенций: "в технологически трансформированном, социально организованном и лингвистически обусловленном мире, природное это область иллюзорного." хотя, мне каже...
Сократ и Алкивиад, Анненский и Бальмонт
Иннокентий Анненский, цитируя из стихотворения Бальмонта «Художник» Смеюсь над детски-женским словом — гадко, Во мне живет злорадство паука, В моих глазах — жестокая загадка. изменил строчку, «в м...
Россия - белая деревня
Капитолина " Везут в Германию нас эшелонами,   Везут в Германию нас помирать..." Яр бел: покров зимы суровой... Не с той ноги встают дома, Спускаясь к речке Васнецова С капитолийского холма...
Природа патриотизма и природа предательства
К размышлениям на эту тему меня подтолкнули два обстоятельства. 1) объявление Российским Центром Науки и Культуры в Праге экстраактуального конкурса эссе: «Вторая мировая война в истории семьи, ...
Природа патриотизма и природа предательства (часть 2-я)
25 января страна отметила… с чего вдруг? Честно сказать, не очень ясно, потому что, глядя на происходящее, невозможно представить нас слушающими «охрипший его баритон». Народонаселение наше, очевидно,...