Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form
Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Теория «Ау»

     Я всегда с интересом читаю материалы, которые мне встречаются на тему лингвистики, а также касающиеся связи мышления и речи. В последнее время мне попались на глаза три разных материала: статья Михаила Эпштейна «О будущем искусственного интеллекта» (https://snob.ru/profile/27356/blog/138377), статья Михаила Аркадьева «Иероним Босх и трагедия средневекового сознания» (https://snob.ru/profile/23839/blog/138316),и лекция Владимира Губайловского «Память человека: как мозг сохраняет информацию» (https://www.youtube.com/watch?v=wRFCsgJF2o4&feature=youtu.be).  

    Все эти три весьма информированных автора писали (или рассказывали) как бы о разном, но все подсказали мне некоторые догадки относительно того, какова может быть природа мысли и природа слова, и какова может быть их связь. Этими догадками я и хотел поделиться.  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

На всякий случай напомню, кто такой «человек из Порлока», хотя это, наверное, все знают, ибо «человек из Порлока» - давно мем, всплывавший в литературе за последние двести лет бесчисленное множество раз.

Все началось с того, что Сэмуэль Тейлор Кольридж (английский поэт-романтик, XVIII-XIX в.в.) как-то раз на природе болел (как он любил) и лечился опиумом (как он любил).  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

   Из-за поворота показался Университет.  

  На пригорке, где он стоял, небо сходило на землю густым, мохнатым туманом; он нанизывался на шпили и башни кирпичных зданий, лениво переползал с крыши на крышу, разминал в слезы витражные окна старой, похожей на огромного высохшего моллюска, церкви, и падал клочьями на землю, обрываясь там и тут призрачными фигурами бредущих по дорожкам студентов.    

   Джулия чувствовала себя усталой. До ближайшего городка она ехала из Лондона шесть часов, сделав по пути две пересадки. Затем бросила вещи в стоящей на окраине, похожей на кукольный домик посреди неряшливых коробок муниципального жилья «Холидей Инн», и еще четверть часа добиралась до кампуса на такси. Все говорили, что это был хороший Университет, но он был очень далеко.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

   Лев Выготский в своей книге «Мышление и речь» исследует с точки зрения психологии природу мысли и ее связь с речью. Работа была написана давно, в 30-е годы, - психология и лингвистика с тех пор ушли далеко вперед. Тем не менее, текст очень интересен, - мне, прежде всего, показалось, что он написан страстно, - то есть, именно с тем наполнением его интуиции и эмоции, которая, как предполагал Кольридж, только и может породить значительный текст. Такой текст, по мысли Кольриджа, может иметь влияние на умы даже без того, чтобы быть логичным, или без того, чтобы быть современным. Как он писал, нужно опираться на некое истинное чувство внутри себя, доступное лишь интуиции, чтобы написанное или сказанное приобретало объем звучания и завораживало (это не дословно, но по смыслу). 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Язык это океан, что набегает на берег и откатывает, что волнуется в бурю и успокаивается в штиль, что искрит на солнце, а затем чернеет и мрачнеет ночью, где-то покрывается кремовыми барашками по утру, а где-то замирает к полудню изумрудно-зеленым льдом. Но важно, что эти изменения существуют внутри постоянно стабильной, сбалансированной системы, в сути своей не меняющейся.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

    Это такой любимый вопрос в шекспирологии. Ведь, можно было спокойно разобраться с Клавдием много раз. Можно было убить его, например, во время молитвы в часовне, где он был один. Можно было, не полагаясь на случайность, разработать внятный план мести. Но Гамлет ходит кругами по сцене и то выдумывает себе предлог за предлогом, чтобы оттянуть убийство (например, в часовне он придумал себе, что если он убьет Клавдия во время молитвы, тот попадет в рай, а его надо отправить в ад), то изображает сумасшествие, - да так удачно, что, кажется, сам в него верит; то устраивает снова и снова проверку своих догадок (приглашает труппу актеров); то бросается, как пес, на всех – например, на бедную Офелию, хамит ей и объявляет всех женщин исчадиями ада (это сверх-сексистский монолог, самый анти-феминистический, какой можно найти во всех пьесах Шекспира, перебор даже для того времени); то вообще рассуждает о самоубийстве.  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Я хочу заранее извиниться за некоторую сложность статьи, - хотя, с другой стороны, кому тема будет интересна, возможно, отличит в ней пару забавных мыслей.

Тема статьи, собственно, сама мысль.

Что такое мысль? Что мы делаем, когда думаем?

Интересно, что за всю историю человечества на эту тему было продумано и написано структурно не так много, - основная масса серьезных исследований в области случилась в поле психолингвистики в ХХ веке.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Becase we are too menny

Роман Томаса Харди «Джуд Неизвестный» (Thomas Hardy, «Jude, the Obscure») вышел в 1895 году, и сразу же и практически единодушно был горячо осужден читателями и критиками. Какой-то американский литературовед в насмешку переделал его название на «Jude, The Obscene» – то есть, получилось «Джуд Непристойный», и все принялись повторять.

Харди, всемирно признанный к тому времени писатель, очень любимый до того своими читателями, самый коммерчески успешный автор во второй половине века в Англии, - по всеобщему мнению, «заигрался». Роман до того ругали, что Харди, обидевшись, прожив после его публикации еще 33 года, принципиально не написал больше ни одного романа (на самом деле, кто-то говорит, что он не смог вынести потока помоев, вылившихся на него после «Джуда»; кто-то, что он элементарно испугался, что повторит судьбу героя романа - роман осуждали страстно, даже одним епископом он был публично сожжен).

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Повелитель мух

Это не о том, что вы подумали, - это о грядущем диктанте. Тотальном.

Пора проверить, насколько мы грамотно пишем, насколько мы образованы, насколько умны. Насколько красивы, насколько модны и успешны, и насколько исключительны. Насколько у нас дорогая одежда, социально востребованные муж или жена, насколько мы соответствуем шаблону общественного оценки и насколько высоко стоим в разного рода табелях о рангах. В конечном итоге – насколько мы (конечно, благодаря своим удивительным, уникальным, по большей части врожденным качествам) лучше других. Каждая будущая правильно выставленная запятая, каждое окончание и суффикс с нужным количеством согласных - это знаки нашего отличия.

Бросьте, это всего лишь тест на умение писать грамотно. Это показатель уровня культуры. В кои-то веки мы все вместе сделаем что-то полезное и порядочное.

Гм.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

В этой статье я хотел обратиться к важному вопросу соотношения функций языка и идеологий, и исследовать в этой связи природу идеологий как таковых.

Прежде всего, обращаю внимание, что термин «идеология» я буду использовать в статье не в узком понимании идеологии как системы контроля за сознанием людей со стороны неких политических групп, а как некую семантическую систему, строящуюся при помощи импликатур в речи (то есть не сказанного, но подразумевающегося в речи контекстом), формирующуюся в разных сегментах социума - разброс здесь может быть от индивидуальной идеологии или идеологии семь, до идеологии наций и даже неких «общечеловеческих» идеологий.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Принцип кооперации Грайса

Герберт Пол Грайс (Herbert Paul Grice,1913-1988), английский философ, создал теорию, корневым принципом которой является идея сотрудничества людей в языковой коммуникации. Гипотеза о том, что язык нужен нам для продуктивного сотрудничества, с готовностью поддерживается нашей интуицией и имеет немало схожих с ней респектабельных «партнерских» теорий из других областей лингвистики (теория Грайса принадлежит области прагматики высказываний).

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
О фильме "Гений"

О фильме «Гений» - режиссера Майкла Грэндаджа, 2016 (Michael Grandage, Genius 

__________________________________________________________

    Фильм «Гений» снят с участием культовых и дорогих актеров (Colin Firth, Jude Law, Nicole Kidman), снят о дорогих (нам) культовых личностях литературы – издателе Максуэлле Перкинсе, писателях Томасе Вулфе, Эрнесте Хемингуэе, Скотте Фицджеральде.  

   Максуэлл Перкинс, работавший в Нью-Йорке в издательстве Charles Scribner's Sons был, собственно, тот, кто в 20-30-х годах прошлого века подарил миру этих трех гениев, - во многом вопреки сомнениям начальства и коллег. То есть, фильм на первый взгляд, историческая реконструкция, трибьют великим. На деле же, все намного интереснее.  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Post-office

О книге Чарльза Буковски - POST OFFICE

 Как-то, помню, приехал я во Вьетнам отдохнуть с одной девушкой. Курортов хороших там не очень много, и вот, на Муйне встретил одного своего знакомого по Лондону.  

Знакомый превратился, пока я его не видел, в богатого московского хипстера. 

Приехал тоже с девушкой, шепнул мне на ухо: «На разок съездить, мы просто с ней друзья, без обязательств». Девушка была красивая.  

Мы заскочили что-то взять в его гостиничный номер, и там, на тумбочке, среди книг, которые он с собой привез, я увидел Post Office Буковски.  

Я взял книгу в руки.  

- Чума! - знакомый повернулся ко мне от раскрытого на кровати чемодана, - Читал?   

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Элиот и модерн

   Когда я слышу слово модерн, моя рука…  

   Но что такое модерн?

   Питер Чайлдз в литературной интернет-энциклопедии так объясняет термин «модернизм» (Peter Childs, The Literary Encyclopedia Online): «Модернизм по-разному определяют как период, стиль, жанр, или комбинацию всего перечисленного; … слово «модерн» часто применяют в отношении авангарда… В контексте авангарда, радикальности, прогрессивности и даже революционности родился термин «модернизм»… Большинство попыток представить альтернативные способы репрезентации, начиная с середины XIX века до, как минимум, середины XX века в тот или иной период получали наименование модернистских; термин этот применялся к литературе, музыке, живописи, кинематографу и архитектуре (к некоторым произведениям также, созданным до и после указанного периода). В поэзии модернизм ассоциируется со стремлением порвать с ямбическим пентаметром как ритмической основой стиха, с продвижением верлибра, символизма, и прочих новых форм письма». 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Время и вещи

   Вопрос стоит о существовании смысла в слове. Иными словами, вопрос о существовании смысла, в принципе. Вопрос о том, что есть наша мысль (если она есть), и как она соотносится с реальностью. 

    На эти вопросы (по сути, варианты одного и того же вопроса) накопилось за время размышлений о них разных умных людей весьма много написанного и сказанного. Внятного объяснения, тем не менее, мы до сих пор не имеем. 

    Я в данной статье попробую подойти к проблеме с особого, необычного угла– с угла существования концепта времени в сознании человека. Затем от этого вопроса я перейду к возможным принципам функционирования сознания, к роли языка в работе механизмов когнитивной функции человека и далее рискну предположить новый способ использования слова для преодоления основных принципов работы сознания, - в частности, с целью устранения из сознания концепта времени. Для иллюстрации того, как такое использование слова возможно, я приведу в заключении статьи один свой короткий рассказ и сделаю его анализ, исходя из изложенных в статье принципов. Эта публикация, впрочем, есть лишь набросок для дальнейшей работы по исследованию вопроса.

Итак, время.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

UNE PROMENADE DANS LA FORET 

 

Je vais a l’enterrement d'un choix mort,

Les violons pleurent et l’orgue joue,

L’humanite a peine concue,

Me suit sur les lacets marques:

 

"Sans issue".

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Что мы натворили

Джейн Остин (Jane Austen, 1775 - 1817) написала за свою недолгую жизнь шесть романов. Никто великого писателя при жизни не знал, печаталась она анонимно или подписывала романы «By a Lady («автор дама»). Диккенс о существовании Джейн Остин не подозревал, Шарлотта Бронте высказалась о ней уничижительно: «Точное воспроизведение обыденных лиц. Ни одного яркого образа. Возможно, она разумна, реалистична... но великой ее никак не назовешь». Сейчас Джейн Остин - признанный классик английской литературы, ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Розетта имеет право

Фильм Жан-Пьера и Люка Дарденн «Розетта» был снят в 1999 году и в том же году получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.  

Мнение об этом фильме у критиков разное, многие вовсе не считают фильм шедевром и понятно почему. Я тоже не сразу понял, за что ему дали приз.  

Фильм смотреть почти что противно, он, в принципе, анти-эстетичен. Не в том смысле, что оскорбляет, или там что-то неприличное, ужасное или грязное, - там вообще уродливое НИЧЕГО.  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
«Я не горжусь (я всего лишь носильщик)»

У английского поэта XVII века Джона Донна есть стихотворение «Смерть, не гордись», которое считается у него одним из лучших. Написал его Донн на смертном одре и в нем всячески насмехается над смертью, «сбивает с нее спесь», представляя не страшной, но неким эпизодическим и преходящим событием в жизни человека. Смерть по мысли стихотворения, лишь пытается выставить себя значительной, роковой, но Донн говорит ей: «Не гордись» (Донн был в конце жизни монах, смерть - промежуточный эпизод между земным и райским существованием), потому Донн заключает свое стихотворение дерзкой фразой: «Смерть, ты умрешь». 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Сэр Гавейн и зеленый рыцарь

      У меня есть некоторые соображения по поводу средневековой рыцарской поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», и они расходятся с традиционным академическим анализом. Я излагаю здесь свою версию смысла поэмы.  

   Текст был написан во второй половине XIV века (точная дата не известна) автором, который ныне зовется во всех комментариях лишь «поэтом Гавейна» (“Gawain-Poet”). Написана вся вещь на «среднем английском», то есть на «неудобоворимом» средневековом английском языке, к тому же с использованием северо-западного диалекта, который в последствии не стал основой современного английского. Потому оригинальный текст поэмы практически не читаем даже для современного "родного" носителя. Существует много переводов поэмы в разной степени осовремененных версиях; наиболее близкий по форме и стилю к оригиналу (и потому тоже плохо читаемый) это перевод Д.Р.Р.Толкиена (автор «Властелина колец» был медиевистом, похождения его хоббитов по форме и структуре - рыцарские романы минус высокая любовь).  

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Сверхъестественное и знак

Это попытка сопоставить одну из немногих работ Фрейда, связанных с литературным анализом («Сверхъестественное») с теориями знака, дающимися в структурализме и пост-структурализме. В своей работе (“Unheimlich” по-немецки) Фрейд анализирует произведения Гофмана, и пытается доискаться до природы психологического эффекта «сверхъестественного», которое автор создает в произведениях.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Древний смысл «Cтарого морехода»

   Эта статья делится на две части. Первая, теоретическая, будет о лингвистике, о спорных вопросах природы языка и речи, и о проблемах когнитивной функции сознания. Вторая часть, гораздо более легкая, сторицей вознаградит терпеливых: в ней я даю подробный, поясняющий суть дела пошаговый разбор стихотворения Самюэля Тейлора Кольриджа «Сказание о старом мореходе» (Samuel Taylor Coleridge, The Rime of the Ancient Mariner), сопровождая анализ иллюстрациями Гюстава Доре. Впрочем, желающие могут сразу перейти ко второй части, минуя теорию - хотя анализ «Морехода» реферирует к теории, он может быть прочитан и понят сам по себе.    

 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Метафизическое письмо

Термин английская «метафизическая поэзия» был придуман много позже того времени, когда жили и писали поэты-метафизики – Абрахам Каули, Джон Донн, Джордж Герберт, Ричард Крэшо и другие. В основном «метафизики» входили в круг поэта XVII века Джона Донна. Последний был уважаемый человек, во второй половине жизни проповедник и настоятель собора Святого Павла в Лондоне. Тем более интересно, как такой (по идее) консервативный человек мог положить начало направлению поэзии столь странному и долго воспринимавшемуся как скандальное. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Бесы Достоевского

К Достоевскому я отношусь, на самом деле, хорошо. Но это деконструкция. И это, конкретно, роман, который я не люблю. 

*       *       *

Набоков резко не любил Достоевского, говорил, что тот его раздражает. Ну, дайте и мне, пихнуть великана. 


Прежде всего, по стилю. Нет, слог отменный, литературный, оригинальный, боже упаси! Но позвольте un de ces mots (изящных словечек) в стиле тех, которыми говорит в романе Степан Трофимович, и которыми и сам Достоевский в обилии украсил свое произведение: гениальность не предлог для того, чтобы писать ерунду. Честно слово, хоть слог романа и бойкий, изящный, - вышел в итоге, на мой взгляд, неуклюжий водевиль, с элементами того, что в теории литературы зовется spectacle (то есть пустой абсурдный поворот сюжета, лишь бы держать внимание), утяжеленный там и тут философскими чаепитиями, и щедро украшенный теми самыми «изящными словечками». Многие персонажи в романе только что не запоют дурными голосами свои опереточные партии; за эту «ходульность» персонажей и «манерность» изложения ругал Достоевского Белинский, пока был жив. Но без него Федор Михайлович, по крайней мере, в этом романе, опять отбился.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Неопределившиеся

Читал Эриха Фромма. 

Он очень хорошо пишет о том, откуда в людях их беспокойство. Люди в процессе эволюции покинули животное состояние (дверь в безмятежный мир инстинктов закрылась за их спиной), но в некое новое возвышенное состояние, свободное от инстинктов, основанное исключительно на разуме и совести, они еще не вошли. И вот их дихотомически «лихорадит» посередине.