Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 10. Индия и джаз

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1902
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним интересующиеся, на пространстве сайта журнала «Новый мир» длит свое ползучее существование проект «Джазовый лексикон 2.0» - и это юбилейный десятый выпуск. Поскольку мы находимся в движении по джазовому глоссарию на позиции «И», посвящен десятый выпуск будет Индии.

Вообще Индия и джаз – тема, мягко говоря, обширная, в один выпуск ее даже и пытаться нечего загнать, так что тут будет несколько более-менее разрозненных эскизов. Однако на следующем круге, если доживем до него, обязательно к ней еще вернемся.

Эскизы эскизами, а попробовать нащупать начала вполне себе возможно. Похоже, что, все-таки, впервые синтез индийских и джазовых звучаний осуществил никто иной, как знаменитый человек Рави Шанкар – персонаж, усвоивший себе роль своего рода культурного мессии, который первым начал знакомить с индийской музыкальной традицией западный мир

b2ap3_thumbnail_b10-Picture-2_20160612-212425_1.jpg

Европейские композиторы интересовались индийской музыкой – в первую очередь, конечно, Мессиан, - но воспринимали ее как своего рода материал, на основе которого строили свои звуковысотные, а прежде всего – ритмические шкалы. Шанкар же явился на запад со своим ситаром, всюду исполнял раги, выступал с разными людьми от Иегуди Менухина до Джорджа Харрисона и сочинял концерты для ситара с оркестром. Помимо всего прочего, он напроизводил и в Старом и в Новом свете талантливых детей.. Например, довольно известная американская поп-джазовая певица Нора Джонс - дочь Шанкара.

В 1962 году Шанкар выпускает альбом под названием «Импровизации». Он состоял из композиций трех родов. Первая – импровизация в традиционном индийском духе на тему из индийского фильма, в которой участвовал также и замечательный джазовый музыкант (кстати, человек, во многом ответственный за возникновение музыкального стиля босса-нова), саксофонист и флейтист ( в данном случае именно флейтист) – Бад Шенк.

b2ap3_thumbnail_b10-Picture-3.jpg

Кроме того, была вещь уже без ситаров и тампур, но с индийскими ударными, на фоне которых играли, не забывая индийских интонаций, Бад Шенк, контрабасист Гэри Пикок, барабанщик Луис Хайс – все известные в джазе люди – и менее известный гитарист Деннис Будимир (интересно, откуда были его родители?). Ну и помимо все этих новаций были на пластинке и просто классические индийские раги. Вот так встретились Индия и джаз. Пьеса – вторая из описанных – называется “Fire Night” – «Ночь огня», поскольку была сочинена Шанкаром под впечатлением от большого пожара в Лос-Анжелесе в 1961 году.

Основательный проект, в котором сочетались индийская иузыка и джаз, был придуман индийским композитором Джоном Майером и саксофонистом ямайского происхождения Джоном Хэрриотом.

b2ap3_thumbnail_b10-Picture4.jpg

Майер родился в Калькутте (в 1930-м), а англо-индийской семье, по достижению соответствующего возраста уехал в Лондон, где обучался в Королевской музакадемии, был скрипачом Лондонского филармонического и сочинял на стыке индийской и европейской традиций. Его сочинения не оставались невостребованными, их исполняли гранды филармонической музыки, скрипичную сонату играл Иегуди Менухин. Джон Хэрриот в шестидесятые предлагал миру концепцию «абстрактного джаза» - свой собственный вариант фри-джаза, оставшийся в относительной тени того, что делали Орнетт Коулман и Сесил Тейлор. И активно сотрудничал с Майером. В конце концов, они придумали «двойной квинтет», состоявший из пяти индийских музыкантов с традиционными инструментами и пяти джазистов. После выпуска первого альбома коллектив усвоил себе название Indo Jazz Fusions – предвосхитив широкое распространение термина Fusion – «сплав» - уже в отношении соединения джаза с рок-музыкой. Это 1965 год.

Что ж, поскольку это первый выпуск на тему «Индия», не станем особо оригинальничать и обходить вниманием самый, пожалуй, знаменитый и базовый для индоджазового дела состав – ансамбль «Шакти» . Британский гитарист Джон Маклафлин, ставший известным после того, как участвовал в конце шестидесятых и начале семидесятых в ансамбле Майлза Дэвиса, рано открыл для себя индийские духовные сокровища. Он был учеником популярного гуру Шри Чинмоя, начавшего проповедовать свое учение на Западе в середине шестидесятых. Маклафлин получил духовное имя Махавишну, под которым стал выступать и на сцене. Этому духовному пути он остается верен и сегодня, а в его музыке - начиная с первых альбомов созданного им и получившего всемирную славу джаз-рокового коллектива «Оркестр Махавишну» - Индии было очень много, сами звукоряды, использовавшиеся в темах и соло, прямо отсылали к раге. В середине семидесятых Маклафлин и вовсе придумал акустический коллектив, который следует назвать первым широко известным образцом того, чему сегодня несть числа и что известно как «world-music», “мировая музыка» - под этим понимается соединение этнических, традиционных звучаний – и современных, чаще электронных, но не обязательно. В джазе такая тенденция начинает проявляться устойчиво с восьмидесятых годов, так что Маклафлин обгоняет время. Маклафлин пригласил достаточно молодых, но отменных индийских музыкантов: исполнителя на ударных, табла, Закира Хуссейна, скрипача Лакшминарайану Шанкара (эти двое добьются больших успехов именно на западной музыкальной сцене), На гатаме (ударный инструмент южноиндийской традиции в виде горшка) играл Тетакуди Харихара Винайакрам, на мридангаме (тоже южноиндийский большой такой и длинный барабан, который держат на коленях и ударяют с двух сторон) – Рамнад Рагаван. Ну и на фоне этой разнообразной перкуссии перекликаясь со скрипкой играл на акустической гитаре сам Маклафлин. Разумеется, эта музыка не была ни в чистом виде джазом или джаз-роком, ни, тем более, индийской традиционной. Это был подлинный синтез нового и небывалого.

В семидесятые группа запишет всего три альбома, в девяностые Маклафлин возобновит проект, состав будет расширен, а из прежних участников в группу войдет лишь Закир Хуссейн. Это новое «Шакти» (точнее, проект называется «Вспоминая «Шакти»») – инициатива достаточно коммерческая, не очень-то ориентированная на производство нового. Я был на двух концертах с разницей, наверное, лет в десять, если не больше, и никакой существенной разницы между этими выступлениями не заметил. Но это не в осуждение. Участники группы во всяком случае исполняют порой умопомрачительные вещи, особенно это касается ударных сольных моментов. У нас – «Шакти» первозданная, классическая. Правда квартетом, без одного. Человек с горшком потрясает воображение.

На этом месте должны были стоять проникновенные слова о том, какое большое влияние на современную джазовую музыку по-прежнему оказывает индийская культурная инвазия (хотя, честно сказать, я не уверен, что это так). Но только лишь я занес персты над кнопками, мой старенький компьютер приказал долго жить. И хотя вскорости я наладил ему на замену еще более старенький компьютер, пропало и требует длительного восстановления великое множество вещей, прежде всего всякие полезные ссылки, закладки, заметки, зафиксированные сведения. Так что в завершение программы без особых новых знаний - забавный современный перевертыш относительно прошлого ролика и вообще концепции «Шакти». Тут как раз вся ритм-секция вполне себе джазовая, зато ситар берет на себя функцию, которую в «Шакти» исполняла гитара Маклафлина (при этом он куда более в западном русле, чем была гитара в «Шакти»). Ситариста зовут Ашвин Батиш – и куража ему не занимать. А десятый юбилейный выпуск «Джазового лексикона 2.0» подошел к концу. До следующих встреч.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Продам царскую монету здесь;Анкер рамный 10х152. Анкер рамный 8х72.;книги бдсм тематики