Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 11. Колтрейн

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 746
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте, дорогие читатели и писатели сайта журнала «Новый мир»! С вами вновь проект «Джазовый лексикон 2.0», мы добрались в путешествии по джазовому словарю до буковки «К». И вот отчего-то у меня никак не определялась тема – ну, понятно, что здесь может быть, скажем, «контрабас» или «Дайана Кролл» или еще что-нибудь такое, но как-то все не цепляло. Покуда всевъемлющий Фейсбук не подкинул мне вот это видео. После чего стало понятно, что программа будет посвящена Джону Колтрейну, но при этом без самого Колтрейна (ну, почти). То есть, его темам в исполнении других музыкантов (впрочем, сразу наметилась уже и боковая ветвь).

Итак, в 1996 году премию Грэмми в номинации «Джазовый альбом» получает пластинка давнего партнера Колтрейна пианиста Маккоя Тайнера Infinity, а премия за лучшее инструментальное соло присуждается участвующему в записанном там составе одному из самых универсальных саксофонистов последних десятилетий минувшего века Майклу Брекеру. Отличился он в пьесе Колтрейна Impressions - «Впечатления». Вот исполнение этой вещи на выступлении ансамбля в Праге в том самом 1996-м. Тут стоит также обратить внимание на вдохновенного барабанщика – его зовут Аарон Скотт.

Пьеса Джона Колтрейна Impressions создана в технике так называемого модального или ладового джаза. Смены аккорда тут происходят редко, а импровизаторы должны просто свободно «плавать» в том или ином звукоряде, периодически возвращаясь к опорным тонам. (Все это просто, пока мы думаем о мелодии. Но становится куда сложнее, когда пытаешься понять «со стороны», что в этой технике полагается делать пианисту – ведь тут речь уже не о горизонтали, а о вертикали, о сочетании одновременно звучащих тонов). Сейчас архизнаменита не первая, но, конечно, наиболее яркая модальная в существенной степени пластинка ансамбля Майлза Дэвиса Kind Of Blue (в ансамбле участвует и Колтрейн). Однако непосредственно после выпуска альбом Kind Of Blue большого впечатления в джазовом мире не произвел – слава его набиралась с годами. А вот выпущенный парой годов позже, в 1961-м, модальный альбом Колтрейна My Favorite Things сразу стал очень популярен. Пьеса Impressions была записана в студии годом позже (однако исполнялась и записывалась на концертах и раньше), а вышла в свет на одноименном альбоме в 1963-м. Выше я говорил, что самого Колтрейна здесь не будет, но, пожалуй, соврал. Как-то ютьюб сам подкидывает нужные ролики. Впрочем, это вот сейчас пошла уже боковая ветвь, факультативная, можно ее и пропустить, а возвращение на основную я в тексте отмечу.

Итак, вот ансамбль Джона Колтрейна исполняет Impressions. За роялем тут тот же Маккой Тайнер, которого, изрядно повзрослевшего, мы видели и в первом ролике.

Пугаться не стоит, больше версий собственно Impressions не будет. Талант Колтрейна к сверхдолгим соло (собственно, он был готов играть их сколько угодно, на концертах их протяженность достигала сорока минут и более), одновременно восхищает и несколько страшит, это так. Ну, время было такое – когда один человек готов был вынести долгое высказывание другого. Сейчас не такое уже. Так вот, Impressions, как я говорил, модальная пьеса, гармоническое движение ее не конструирует, однако все же имеет в ней место, аккорды очень редко, но меняются. И гармоническое строение Impressions идентично таковому в самой знаменитой модальной пьесе So What - c уже упоминавшегося альбома Майлза Девиса Kind Of Blue (16 тактов – аккорд Dm7, 8 тактов – аккорд E♭m7, 8 тактов – опять аккорд Dm7). Судя по кредитам на Kind Of Blue, Колтрейн в сочинении So What (что бы ни понимать в данном случае под сочинением) участия не принимал, вносил уже свой импровизационный вклад. Но вообще указаниям авторства на пластинках Дэвиса следует верить с осторожностью, они обозначают, скорее, юридические права, а не реальный вклад того или иного музыканта в дело. Например, вступление в ту же So What почти наверняка сочинил Гил Эванс – однако об этом на пластинке нет ни слова.

Самая известная (а может быть, и единственная, во всяком случае, другая так сразу не находится) видеозапись исполнения пьесы So What ансамблем Дэвиса (с участием Колтрейна, альт-саксофониста Кэннонболла Эддерли, пианиста Уинтона Келли, контрабасиста Пола Чемберса и барабанщика Джимми Кобба) сделана – в апреле 1959 года – как раз с оркестром Гила Эванса. Вот она.

Но и это еще не все. Корни So What в свою очередь можно обнаружить в версии «Паванны» бродвейского и голливудского композитора Мортона Гулда, записанной пианистом Ахмадом Джамалом в 1955 году.

b2ap3_thumbnail_jazz11-picture-2.jpg

Это не удивительно – Майлз Дэвис ставил Ахмада Джамала среди очень немногих, кого считал действительно великими музыкантами, и – уж совсем редкая вещь – признавал, что многое перенял от его скупой, сдержанной манеры, в которой больше подразумевается, чем играется. Запись – интересный экспонат в коллекцию раннего, еще до определения в качестве отдельного стиля, модального джаза. Практически каждая такая ранняя ладовая (хотя бы в частях) пьеса – если и не джазовый шедевр, то обязательно вещь очень яркая, ведь все тут делается впервые (по крайней мере, если речь не о блюзе), все надо изобретать прямо сейчас.

Вот и конец боковой ветви, некоторого углубления в историю пьесы Impressions, возвращаемся к основному стволу, на котором размещены пьесы Джона Колтрейна, ставшие популярным материалом для джазовых интерпретаций, джазовыми стандартами. Стандарты - это обязательные элементы джазового знания, всякий джазмен, если он не совсем уже зашкаливающий авангардист, а играет более-менее мейнстримовую музыку, обязан знать назубок темы и гармонии нескольких сотен, если не тысяч уже сегодня, джазовых стандартов – иначе он не найдет с другими музыкантами общий язык.

Самый знаменитый колтрейновский стандарт – пьеса Giant Steps – «Гигантские шаги», записанная саксофонистом в 1959 году. Созданная, в общем-то – при учете неотменимой нигде колтрейновской своеобычности, – в рамках главного «черного» джазового стиля пятидесятых – хард-бопа – она бросала хард-бопу новый вызов чрезвычайной плотностью фактуры. Эта тема – не столько мелодия, сколько яркая демонстрация метода обращения с аккордами, который изобрел Колтрейн. Вдаваться в его детали мы не будем, это уже из области специальных знаний, но сегодня это, конечно, уже обязательный элемент джазового языка. «Гигантские шаги» играют очень часто, они очень популярны, например, у пианистов, которым все эти аккордовые замены дают, где развернуться. Уже и страшная колтрейновская скорость извлечения звуков перестала быть обязательной при интерпретациях этого стандарта. Пусть у нас будет оригинально и вместо саксофонов – попоют, да еще ансамблем. «Нью-Йоркские голоса» и The Netherlands Metropole Orchestra.

Другой известный стандарт Колтрейна, появившийся на том же альбоме, что и «Гигантские шаги» - джазовая баллада «Наима», посвященная первой жене музыканта. Если заглянуть на страничку в Википедии об этой пьесе и посмотреть на схему соотнесенности разных ладов с аккордами, сразу ясно, что пьеса весьма сложна, далеко отстоит от простеньких в гармоническом отношении довоенных, скажем, джазовых сочинений. И при этом тема запоминается мгновенно – в дальнейшем узнается с первых звуков. Я выбрал для начала как раз совершенно прямое ее исполнение, практически неимпровизационное, ска-джаз:

Это вот веселенький такой ритмизированный вариант, а сейчас будет уже из области джаза высоких достижений, из прекрасных в своей характерности шестидесятых годов.

jazz11-picture-3.jpg

Очень неплохой, хотя, конечно, менее известный, чем джазмены совсем первого ряда, саксофонист Джон Хэнди – в память только что умершего Колтрейна (это 1967 год) исполняет как раз «Наиму». И вот интересно последить, что здесь происходит, как сама тема, так и не воплощается в полном виде, однако существует в виде всяческих виртуальных траекторий, лишь обозначается в узнаваемом гармоническом ходе, мелодическом фрагменте, интонации. Таков джаз.

Пора бы уже и закончить «Джазовый лексикон», отчего-то получившейся на сей раз втрое больше обычного. Но тут опять сам собой вынырнул ролик, вроде бы не имеющий отношения к нашей нынешней непростой теме – а все-таки посвященный контрабасистам, а они на букву «к» вполне себе попадают, я их в начале упоминал. Так что пусть финал будет такой – неосмысленный, зато веселый. До будущих встреч!

 

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...