Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1949
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагающем движении по ступеням алфавитного ряда мы достигли буквы «З», в связи с чем нынешний выпуск посвящен довольно знаменитому джазовому гитаристу, одному из немногих выходцев из Европы – причем из Восточной Европы! – сумевших найти свое место в американском джазовом мире еще в шестидесятые, до того, как джаз начал резко преображаться под влиянием рок-музыки.

Эта небольшая заставка являет нам Аттилу Корнелиуса Золлера (таково полное имя музыканта) в годах и в совершенно каноническом мейнстриме. Но у гитариста была долгая творческая жизнь, не лишенная стилистических поисков, и он сумел обрести и представить миру свой собственный, характерный стиль и звук, что в джазе от его начал считается высшим достижением.

Золлер родился городе Вишеграде, в 1927 году (умер в 1998-м). Городок, мягко говоря, небольшой – в 2010 году его население составляло 1864 человека – и как же они, должно быть, там все друг другу надоели! Аттила сперва обучался у своего отца, профессионального музыканта, игре на скрипке, потом переключился на флюгельгорн, затем на контрабас – и, наконец, зафиксировался на гитаре. Его окончание школы пришлось на период, когда Венгрию после войны контролировали советские войска, и в 1948 году он сумел перебраться в Вену – буквально в последние дни, пока еще не перекрыли границы и это было возможно без экстремальных действий. Здесь начинается его профессиональная музыкальная карьера, через несколько лет он переезжает в Западную Германию, где играет в ансамблях с более или менее видными европейскими джазменами тех лет. Вот запись 1957-го года, в трио участвуют также датский джазист и архитектор Max Brüel (кстати, создатель самого высокого здания Дании - Herlev Hospital в Копенгагене) и контрабасист Джордж Пикок, о котором в доступных исторических трудах и базах не осталось содержательных свидетельств. Редкий миньончик.

Случилось так, что германские джазовые просторы посетили два американских мэтра – саксофонист Ли Конитц и контрабасист Оскар Петтифорд, за которым уже неслась слава первооткрывателя талантов – он открыл миру самого Кэннонболла Эддерли! Золлер им понравился, и они побудили его перебраться в Америку, что Аттила Корнелиус и проделал в 1959 году. Сохранилась австрийская телезапись выступления Петтифорда и Золлера 59-го года. Там, правда, почему-то очень тихо, зато видно неплохо. Особо содержательным это их музицирование, признаться, не назовешь, однако историческая ценность видеорегистрации от этого никуда не исчезает.

В Америку Золлер отправился не просто так, он добился стипендии на обучение в Lenox School of Jazz – летней джазовой школе в Массачусетсе. Помимо полезных знаний и навыков, Золлер завязал тут еще и нехилые дружеские связи на будущее. Обучался он совместно со знаменитым в будущем гитаристом Джимом Холлом, а квартировал вместе с отцами-основателями фри-джаза Орнеттом Коулменом и Доном Черри. С тех пор Золлер всегда испытывал интерес к свободной импровизации, однако на его собственном стиле авангардные начинания эпохи внешне отражались слабо (только в конце 60-х был у него состав с пианистом Доном Фридманом, игравший «новую вещь», как сперва назывался свободный джаз). Золлер предпочитал копать вглубь мейнстримовых на тот момент техник – и добывал оттуда своеобразную джазовую руду. Когда музыкант вроде бы и подобен многим иным, и при этом явно стоит особняком, чем-то только своим характерен – бывает трудно понять, объяснить, чем же именно. Ухо слышит, а слово опаздывает. С Аттилой Золлером как раз такой случай. Следующий ролик - как раз запись его дуэта, уже 70-х годов, с бывшим однокашником Джимом Холлом. Золлер – тот, что без очков.

Да, никаких особо драматических событий – таких, из каких строятся легендарные джазовые биографии – в жизни Аттилы Золлера внешне, по крайней мере, не было. Зато он прожил долгую творческую жизнь, переиграл с множеством самых разных знаменитых музыкантов, включая Бенни Гудмена и даже Джимми Хендрикса, его альбомы становились популярны в разные годы, он объездил весь мир, получал престижные джазовые премии. Он имел отношение и к разработке и улучшению музыкальных инструментов, запатентовал свой собственный тип звукоснимателей, а несколько компаний выпускали его именные серии гитар. Вот здесь, например, в рекламном ролике фирмы Höfner, демонстрируется одна из них. Двенадцатый номер.

Умер Золлер, как я уже сказал, в 1998 году. Мы начинали программу как раз с его позднего видео, а закончим не то чтобы ранней музыкой, а звуками из 70-х, когда все играли джаз-рок, фьюжн. Не отставал в этом деле и Золлер. Кстати, одна из его популярных именных гитар, на той же фирме Höfner, прямо так и называется – «Аттила Золлер фьюжн». Тема с красивым названием «Птицы и пчелы» стала тогда весьма популярна, ее часто исполняют и ныне. А девятый выпуск «Джазового лексиона 2.0» на этом подошел к концу, пусть джаз (да и все, что угодно) делает вашу жизнь легче и содержательней. До будущих встреч.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
белорусские производители мебели из массива;DirectOut ANDIAMO