Пример

Prev Next
.
.

Николай Редькин

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Иисус vs Йесус, или Крестовый поход провокатора

Добавлено : Дата: в разделе: жизнь как приключенческий роман
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 863
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

«Автобиография Иисуса Христа» — роман беспроигрышный, который неминуемо должен вызвать резонанс и оказаться в шорт-листах престижных литературных премий. И ставки в данном случае будут более высоки, чем год назад, когда «Сумеречные рассказы» Бориса Лего (он же Олег Зоберн) завоевали премию «НОС».

Зоберн — писатель-провокатор. Однако если предыдущей книгой он всего лишь прощупывал почву и дал общественному вкусу не слишком тяжелую пощечину, то в «Автобиографии…» решил пойти ва-банк. С одной стороны, очередное жизнеописание Христа (разумеется, апокрифическое по сути) вполне может спровоцировать гнев церковников; не исключено даже, что автора от церкви отлучат и проклянут. С другой стороны, и содержанием своего романа, и конфликтом с религиозными ортодоксами Зоберн способен привлечь к книге массового читателя. Того читателя, который не разбирается в премиальных процессах и не интересуется толстыми литературными журналами.

Впрочем, не будем предвосхищать события. Пока что на «Автобиографию…» отреагировали только интернет-издания и, похоже, только в комплиментарном ключе. Кто-то из рецензентов пересказал в общих чертах сюжет (намеренно умалчивая о развязке), кто-то отметил прекрасный язык автора, и, конечно, все без исключения попытались проанализировать образ главного героя, от лица которого ведется повествование.

Йесус Нацеретянин на самом деле многолик: он и пророк, и врач, и книжник-полиглот (поработавший в молодости в самой Александрийской библиотеке, выучивший несколько языков, способный запоминать тексты с первого прочтения), но он же и авантюрист, и гедонист, отрицающий моральные ценности, и нечестный на руку предприниматель и т.д. и т.п. В общем — крайне деятельный персонаж плутовского романа, как справедливо определила жанр «Автобиографии…» Елена Крюкова (см. ее рецензию на сайте «Лиterraтура»).

Вот только Сыном Божьим Йесуса назвать нельзя. Собственно, он и не претендует на это. Да и в самого Бога верует не особо — периодически сомневается в его существовании. Причем сомневается как бы между делом, не слишком переживая. А вернее будет сказать, что зоберновский Христос отдает должное многим богам: и римским, и греческим, и египетским… Ну и своему родному еврейскому тоже. То есть главный герой романа — это по сути просвещенный язычник, способный извлечь пользу из культуры любого другого народа — прежде всего благодаря прочитанным книгам.

Настоящих чудес Йесус не совершает — с нашей, современной точки зрения, оставляющей за скобками чудеса исцеления. Например, вместо превращения воды в вино он просто режет себе руку, наполняет чашу своей кровью и пускает ее по кругу. Правда, фокус с «воскрешением» Лазаря у Нацеретянина проходит, но, во-первых, реальный Лазарь все же остается мертв, а во-вторых, сама глава, посвященная этому знаковому евангельскому эпизоду, написана больше для того, чтобы развлечь, повеселить читателя, немного его запутать. К тому же Йесусу, не брезгующему наркотической травкой, все могло просто привидеться. Что касается пророческих снов, в которых главный герой наблюдает крушение «Титаника», высадку американцев на Луну и трапезу православных священников, то это уже автор откровенно над нами куражится, дает понять, что не следует сей текст воспринимать уж слишком серьезно. Все-таки это прежде всего литература ХХI века, наследница постмодернизма, разных игр с реальностью.

Хотя есть в этой нарочитой игре и иной смысл. Автор, как и сам Йесус, предстает перед нами плутом, актером, фокусником, то есть — двойником главного героя. А тема двойничества (восходящая, конечно, к Достоевскому) одна из центральных в «Автобиографии…». Чем дальше распространяется молва о Йесусе, тем больше у него появляется двойников — лжепророков, прикрывающихся его именем. Если же вернуться к началу «творческого пути» Нацеретянина, то знаковой для него стала встреча с Иоанном Крестителем. Они оба сразу поняли, как похожи друг на друга, но Иоанн, несмотря на мощь и неколебимость своей веры, уступил первенство молодому пророку. Развязка же этой линии наступает в самой последней главе, когда на крест вместо Йесуса отправляется его самый преданный ученик Иуда.

Другой весьма важный мотив в романе — это отношения героя со словом. Все мы помним, что в начале было Слово, но для героя Зоберна слово не метафора, а инструмент, с помощью которого он умножает свою славу и подчиняет не только души людей, но и саму реальность: «…я был пламенем, которое горело от любых слов — и похвала, и площадная ругань служили одной цели. Вещество слов придавало мне сил. Я смотрел на свою жизнь как на фрагменты текста, которые удалось очистить от всего мирского, — их можно было передвигать, дописывать и менять местами до тех пор, пока не будет создана совершеннейшая из судеб человека».

Проблема в том, что слова далеко не всегда подчиняются Йесусу, зачастую они ускользают, распадаются на части. Вероятно, поэтому «Автобиография…» и не становится описанием «совершеннейшей из судеб». Но, по крайней мере, она рассказывает о реальном человеке, со всеми его слабостями и недостатками, взлетами и падениями, экстазами и трусливым бегством в конце. Всему этому можно и нужно сопереживать.

А вот чему сопереживать нельзя — так это записям Матфея, к которым Йесус относится с большим подозрением, понимая, что ученик-«биограф» занимается не описанием реальности, а пропагандистским ее преображением. Матфею в какой-то момент становится уже неважно, неинтересно, что говорит и делает учитель на самом деле, ибо Матфей для себя решил — человечеству нужен не очередной целитель и пророк, полный противоречий, а Сын Божий.

Но как быть нам, простым читателям? Верить пропагандистской полуправде канонических Евангелий или все же пытаться понять, кем был реальный Иисус из Назарета? Есть, правда, и третий путь — вообще не задумываться над этим, а просто хорошо провести время, насладившись качественным художественным произведением, благо талант писателя Зоберна это позволяет.

Каждый, как всегда, решает для себя сам.

Комментарии

No post has been created yet.