Пример

Prev Next
.
.

Николай Редькин

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Иисус vs Йесус, или Крестовый поход провокатора

Добавлено : Дата: в разделе: жизнь как приключенческий роман
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1014
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

«Автобиография Иисуса Христа» — роман беспроигрышный, который неминуемо должен вызвать резонанс и оказаться в шорт-листах престижных литературных премий. И ставки в данном случае будут более высоки, чем год назад, когда «Сумеречные рассказы» Бориса Лего (он же Олег Зоберн) завоевали премию «НОС».

Зоберн — писатель-провокатор. Однако если предыдущей книгой он всего лишь прощупывал почву и дал общественному вкусу не слишком тяжелую пощечину, то в «Автобиографии…» решил пойти ва-банк. С одной стороны, очередное жизнеописание Христа (разумеется, апокрифическое по сути) вполне может спровоцировать гнев церковников; не исключено даже, что автора от церкви отлучат и проклянут. С другой стороны, и содержанием своего романа, и конфликтом с религиозными ортодоксами Зоберн способен привлечь к книге массового читателя. Того читателя, который не разбирается в премиальных процессах и не интересуется толстыми литературными журналами.

Впрочем, не будем предвосхищать события. Пока что на «Автобиографию…» отреагировали только интернет-издания и, похоже, только в комплиментарном ключе. Кто-то из рецензентов пересказал в общих чертах сюжет (намеренно умалчивая о развязке), кто-то отметил прекрасный язык автора, и, конечно, все без исключения попытались проанализировать образ главного героя, от лица которого ведется повествование.

Йесус Нацеретянин на самом деле многолик: он и пророк, и врач, и книжник-полиглот (поработавший в молодости в самой Александрийской библиотеке, выучивший несколько языков, способный запоминать тексты с первого прочтения), но он же и авантюрист, и гедонист, отрицающий моральные ценности, и нечестный на руку предприниматель и т.д. и т.п. В общем — крайне деятельный персонаж плутовского романа, как справедливо определила жанр «Автобиографии…» Елена Крюкова (см. ее рецензию на сайте «Лиterraтура»).

Вот только Сыном Божьим Йесуса назвать нельзя. Собственно, он и не претендует на это. Да и в самого Бога верует не особо — периодически сомневается в его существовании. Причем сомневается как бы между делом, не слишком переживая. А вернее будет сказать, что зоберновский Христос отдает должное многим богам: и римским, и греческим, и египетским… Ну и своему родному еврейскому тоже. То есть главный герой романа — это по сути просвещенный язычник, способный извлечь пользу из культуры любого другого народа — прежде всего благодаря прочитанным книгам.

Настоящих чудес Йесус не совершает — с нашей, современной точки зрения, оставляющей за скобками чудеса исцеления. Например, вместо превращения воды в вино он просто режет себе руку, наполняет чашу своей кровью и пускает ее по кругу. Правда, фокус с «воскрешением» Лазаря у Нацеретянина проходит, но, во-первых, реальный Лазарь все же остается мертв, а во-вторых, сама глава, посвященная этому знаковому евангельскому эпизоду, написана больше для того, чтобы развлечь, повеселить читателя, немного его запутать. К тому же Йесусу, не брезгующему наркотической травкой, все могло просто привидеться. Что касается пророческих снов, в которых главный герой наблюдает крушение «Титаника», высадку американцев на Луну и трапезу православных священников, то это уже автор откровенно над нами куражится, дает понять, что не следует сей текст воспринимать уж слишком серьезно. Все-таки это прежде всего литература ХХI века, наследница постмодернизма, разных игр с реальностью.

Хотя есть в этой нарочитой игре и иной смысл. Автор, как и сам Йесус, предстает перед нами плутом, актером, фокусником, то есть — двойником главного героя. А тема двойничества (восходящая, конечно, к Достоевскому) одна из центральных в «Автобиографии…». Чем дальше распространяется молва о Йесусе, тем больше у него появляется двойников — лжепророков, прикрывающихся его именем. Если же вернуться к началу «творческого пути» Нацеретянина, то знаковой для него стала встреча с Иоанном Крестителем. Они оба сразу поняли, как похожи друг на друга, но Иоанн, несмотря на мощь и неколебимость своей веры, уступил первенство молодому пророку. Развязка же этой линии наступает в самой последней главе, когда на крест вместо Йесуса отправляется его самый преданный ученик Иуда.

Другой весьма важный мотив в романе — это отношения героя со словом. Все мы помним, что в начале было Слово, но для героя Зоберна слово не метафора, а инструмент, с помощью которого он умножает свою славу и подчиняет не только души людей, но и саму реальность: «…я был пламенем, которое горело от любых слов — и похвала, и площадная ругань служили одной цели. Вещество слов придавало мне сил. Я смотрел на свою жизнь как на фрагменты текста, которые удалось очистить от всего мирского, — их можно было передвигать, дописывать и менять местами до тех пор, пока не будет создана совершеннейшая из судеб человека».

Проблема в том, что слова далеко не всегда подчиняются Йесусу, зачастую они ускользают, распадаются на части. Вероятно, поэтому «Автобиография…» и не становится описанием «совершеннейшей из судеб». Но, по крайней мере, она рассказывает о реальном человеке, со всеми его слабостями и недостатками, взлетами и падениями, экстазами и трусливым бегством в конце. Всему этому можно и нужно сопереживать.

А вот чему сопереживать нельзя — так это записям Матфея, к которым Йесус относится с большим подозрением, понимая, что ученик-«биограф» занимается не описанием реальности, а пропагандистским ее преображением. Матфею в какой-то момент становится уже неважно, неинтересно, что говорит и делает учитель на самом деле, ибо Матфей для себя решил — человечеству нужен не очередной целитель и пророк, полный противоречий, а Сын Божий.

Но как быть нам, простым читателям? Верить пропагандистской полуправде канонических Евангелий или все же пытаться понять, кем был реальный Иисус из Назарета? Есть, правда, и третий путь — вообще не задумываться над этим, а просто хорошо провести время, насладившись качественным художественным произведением, благо талант писателя Зоберна это позволяет.

Каждый, как всегда, решает для себя сам.

Комментарии

No post has been created yet.
логопед воронеж район