Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Избранные места из записок А.Платонова-4

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 214
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000 PDF]. 

(Продолжение)

Комментарии выделены курсивом.

Творчество Платонова не вписалось в унифицированный стиль социалистического реализма, хотя именно этот писатель разглядел в революции глобальный метафизический пафос, ощутил действие неведомых, но вполне ощутимых сил, направленных на духовное преображение человечества.

Революционная красная нить вела в Страну пролетарской утопии, оказавшейся на самом деле «Чевенгуром» и «Котлованом». Соцреализм вытеснил А.Платонова на обочину тогдашней литературы, но именно платоновская тропинка привела к истинному пониманию тех великих событий.

В письме к М.Горькому А.Платонов задает принципиальный вопрос: «Могу ли я быть советским писателем или это объективно невозможно?» Ответа он не получил.

 

ТАЙНА СОЗНАНИЯ

«У правды, у истины есть великий недостаток: она чувствует себя благом и желает стать любыми средствами всеобщим достоянием». Правда – всегда «не благо», она тяжесть и наказание для ее носителя.

Поиски абстрактной «правды» облегчают путь прогресса, правдолюбы не хотят жить по-старому, стремятся к умозрительному идеалу. Правдолюбов, тем более правдоискателей, стремящихся к действию, на Руси всегда недолюбливали, они мешали жить по традиции, вносили в упорядоченную жизнь недоверие и смуту.

В записных книжках Платонова есть пророческие слова:

«Революция -- пускай идет, пока не споткнется. А споткнется, мы ее подымем и опять она пойдет».

И вот она, революция, споткнулась – в конце двадцатого века началась перестройка социалистического общества. По словам Платонова, машина научила мужика «сверхнадежде». В ту пору вся страна жила «сверхнадеждой», верой в счастливое будущее. О мужике доколхозного поколения Платонов выразился так: «цепкий умом идиот». Писатель жил среди «народа бедняков», ремонтировал сеялки и локомобили. В его записках увековечен поселок под названием Идея. В начале 30-х в записках прослеживается личный социальный пессимизм Платонова, завуалированный глубокой иронией. Отсюда «тоска жизни, продолжающейся без надежды».

В те далекие бурные годы Платонова волнуют не только глобальные проблемы. Вот, к примеру, его суждение о «диалектике» проституции:

«Тайна проституции: единение тела предполагает единство душ, но в пр<оститу>ции настолько нет единения душ, настолько это явно и страшно, что нет любви, что от удивления, от гибели, от страха -- «единение душ» начинает происходить. Т<аким> о<бразом> все, что доводится до ужаса, превозмогает ужас «со дна» и любовь происходит, гибель ликвидируется. Проституция м<ожет> б<ыть> прочней любви и культуры».

Ужас, идущий «со дна» может быть преодолен «единением душ от страха», и тогда начнется обратный путь с этого «дна ужаса». Проституция в данном рассуждении выглядит сильнее культуры, тайные моменты ее глубоко интимны и оттого непобедимы. Проституция не ставит перед собой задачу загнать культуру на университетские и прочие задворки, чтобы оправдать животно-бытовой смысл. «Гибель души» в таком случае снимается с повестки дня.

«Кузява зачастую путал себя с пролетариатом, -- свое мнение считал классовым, классическим».

Мелкие и средние приспособленцы, руководившие ударниками («Котлован» и др. повести), считали свое личное мнение «классовым», т.е. «классическим». Платонов, таким образом, объединяет через запятую два похожих слова, хотя, по сути, эти слова-антагонисты. Классы, согласно теории марксизма, должны если не противостоять друг другу, то, во всяком случае, иметь различные интересы с обязательным различием в образе жизни.

«Очень важно! Мое молодое, серьезное (смешное по форме) -- остается главным по содержанию навсегда, надолго. Серьезность Жовова, величие его, антиюродство, страшн<ая> опасность жизни, ответственность за класс».

«Антиюродство» -- неподдающаяся обстоятельствам, непреходящая серьезность руководителя..

«Тема романа. «В начале класса -- чиновничий героизм; смерть на далеких бурьянных полях с портфелем и преданностью; героизм более мощный, чем военный, более глубокий и жуткий».

Даже собственную смерть платоновские чиновники принимают в обнимку с портфелем:

«Сознание себя Иваном-дураком, это самосознание народа (класса) – самое такое самосознание показывает, что мы имеем дело с народом-хитрецом, с умницей, к<о>т<о>р<ый> жалеет мучается, что он живет в дурацком положении».

 

ИСКУССТВО ПО ПЛАТОНОВУ

«Искусство должно умереть, -- в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенно<е>, человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нем есть особый, сущий энтузиазм жизни».

Искусство не умерло, его заменило не «человеческое», а нечто в высшем смысле «механическое», виртуальное. Петь «без голоса» можно с помощью караоке. Эпоха «клипового сознания».

«Сознание, оно не предмет искусства; сознательный человек поддается только иронической форме произведения. Похоже на к<онтр>революционный> лозунг. Да, потому что революция это в главном чувство, организм, элемент, музыка. Сознание, не закрепленное в чувстве, это действительно к<онтр> революция, т<о> е<сть> непрочное слишком состояние».

Революцию одним только сознанием не сделаешь. Требуется еще и «музыка революции», внутреннее чувство. Принцип творчества, понятие о «движителе» искусства также заключен в этой антиномии.

«Несомненно, что античное искусство ничего общего не имело с ужасной рабской античной действительностью; ант<ичное> иск<усство> и появилось как противовес, как самозащита, как своего рода компенсация за адскую действительность, как призрак, питающий и утоляющий».

Таким образом, любое искусство – «компенсация за ужасную деятельность», связь будущего с прошлым. Нельзя вычеркнуть «ужасную деятельность», зафиксированную в протоколах и документах. Читая Платонова («Город Градов» и др.) можно придти к выводу, что прошлое и будущее связывает обыкновенный незамысловатый бюрократизм.

(Продолжение следует)

Привязка к тегам Записные книжки Платонова

Комментарии

Избранные места из записок А.Платонова
Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000 PDF]. Из этих записей можно понять, каким писатель видел свой ...
Избранные места из записок А.Платонова - 2
Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000 PDF].  (Продолжение) Комментарии выделены курсивом. &nbs...
Избранные места из записок А.Платонова - 5
Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000 PDF].  (Продолжение) Комментарии выделены курсивом. Вре...
Избранные места из записок А.Платонова-6
  Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000. PDF] Продолжение. Комментарии выделены курсиво...