Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Негончаровский «Обрыв»

Добавлено : Дата: в разделе: ЛитературоНЕведение
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 967
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В одном из своих предыдущих постов я уже касалась романа И.А.Гончарова «Обрыв». Хочу продолжить эту тему немного в другом ключе. Далеко не все любители книг знают, что существует еще один «Обрыв», к которому великий русский писатель если и имеет отношение, то лишь опосредованное. Однако, все по порядку.

Роман «Обрыв» был задуман Иваном Александровичем Гончаровым еще в 1849 году как роман о сложных отношениях художника и общества. В 1860-х годах замысел книги обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже само символическое название романа свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма.

После его публикации в журнале "Вестник Европы" в 1869 г. издания левой ориентации возмущенно отреагировали на роман, обвинив автора в отсутствии таланта и отказав ему в праве суда над молодежью. Легкоранимый и мнительный Гончаров тяжело переживал развернувшуюся вокруг его детища критическую кампанию. По сути, "Обрыв" стал его последним крупным произведением. После него имя Ивана Александровича редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей.

В тех же шестидесятых годах XIX века в русском книгоиздании зародилась новая тенденция, связанная с выпуском пародийных, шуточных изданий и альбомов карикатур с юмористическими подписями, отражавших отношение разночинной интеллигенции к тем или иным явлениям российской действительности. Обычно это были произведения из серии рисунков, объединенных фабульным началом, текстовая часть которых была сведена к коротким подписям к содержащимся в книге рисункам. Новый жанр в те времена определялся как "литературно-рисовальное попурри".

Разрабатывать этот жанр одним из первых в России стал тобольский художник, краевед и литератор Михаил Степанович Знаменский. В этом жанре им была сделана пародия на роман И.А.Гончарова "Обрыв". "Рисовальный" роман-пародия М.С.Знаменского был издан в 1875 году в Тюмени. Книга вышла под названием "Обрыв". Роман классический, картинный, отменно длинный, длинный, длинный, и сатирический и чинный".

Нельзя не заметить, что заглавие, данное автором своему произведению - это парафраз известной пушкинской строки из поэмы "Граф Нулин". Вот тот самый фрагмент, описывающий главную героиню поэмы Наталью Павловну:

"Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей - 

Роман классический, старинный

Отменно длинный, длинный, длинный

Нравоучительный и чинный,

Без романтических затей".

Почему именно пушкинские строфы вдохновили М.С.Знаменского на сочинение столь оригинального заголовка для своего "Обрыва" теперь, наверно, так и останется загадкой. Меня саму заинтересовал этот вопрос, но в литературоведческих статьях я не нашла об этом никаких предположений.

В книге М.С.Знаменского дается юмористическое изображение событий романа И.А.Гончарова с комическим текстом - собственным или в виде цитат из первоисточника. Автор высмеивает персонажи и ситуации романа, отношение Гончарова к Марку Волохову и другим героям демократического лагеря, никчемность и дворянское прекраснодушие Райского.

shimonek-gonchrov.jpg

На титуле книги сатирически изображены основные герои гончаровского романа. Далее идет следующее вступление под заголовком"Нечто вроде пролога":

"В одном приволжском городке открыл я рукопись, склеенную из миллиона лоскутков. История этой рукописи следующая: несколько лет тому назад, во время проезда начальника губернии через городок этот, из окна того дома, где изволил остановиться Его Пр-во, вылетела куча рваной бумаги, на которую и бросились обывательские куры со всех сторон, приняв за какую-то куриную крупу эти, как снег, посыпавшиеся обрывки бумаги. Находившийся же по соседству исправник обрывки эти принял за изорванные Его Пр-вом доносы на него, исправника, и, со свойственным ему самоотвержением, отважно вступил в ожесточенную борьбу с курами и успел спасти многое. Обрывки эти оказались сказанием о жизни некоего художника Бориса Райскаго.

Я воспользовался этой рукописью, иллюстрировал ее и, предлагая читателю, долгом считаю объяснить, что если ему встретится какая-нибудь недомолвка или недостаток связи, то причиной тому обывательские куры, успевшие поклевать многое.  Мих. Знаменский".

Издание включает в себя 57 (по другим источникам 58 и даже 59) листов с черно-белыми (в отдельных случаях подцвеченными) литографиями. На каждом листе помещена картинка-карикатура, снабженная текстом, шутливо интерпретирующим сюжет романа И.А.Гончарова. Во всемирной паутине на сайте какого-то антикварного аукциона в числе прочих лотов мне удалось найти сканы некоторых страниц книги Знаменского "Обрыв". Например, на одной из них изображены бурлаки, тянущие бечеву. Только почему-то нарисованы они в полный рост, не сгибаясь, разудало выступающими каким-то плясовым шагом. Бурлацкая бечева на их плечах небрежно накинута. Они в сапогах с каблуками, с лентами и брошами на тульях шляп. Словно вышли не на тяжкую работу, а в праздничный день на народную забаву перетягивания каната. И подпись под этой карикатурой: "Широкая Волга... бурлаки с их нескончаемыми веселыми песнями заронили в младенческую душу Райскаго стремление к изящному и первый зародыш артистического чувства".

Заключает серию подобных карикатур изображение путевого столба с надписью: "Русские девы, не принимайте ошибки за образец и не скачите как козы с обрывов", и далее изображен путник с палитрой, привязанной к спине, и подписью под рисунком: "Борис Райский, разыгрывая из себя болвана, понял, что природа создала его именно для делания болванов, и отправился за границу учиться скульптуре".

К сожалению, мне нигде не удалось обнаружить сведения о тираже этого издания. Можно только предположить, что он был совсем небольшим, поскольку два года назад такая книга, как настоящая букинистическая редкость, ушла с аукциона по цене в 2000 у.е. Подлинные рисунки М.С.Знаменского, использованные для напечатания его "Обрыва", в настоящее время хранятся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

В заключение остается только добавить, что известный писатель и библиофил Владимир Германович Лидин писал: " Следует надеяться, что это тюменское издание не дошло до Гончарова; оно несомненно обидело бы и еще больше огорчило и без того близко принимавшего к сердцу неудачи, мнительного и одно время даже потерявшего веру в себя писателя".

 

На фото: Михаил Степанович Знаменский.

Комментарии

Прототип Марка Волохова
Герой гончаровского романа "Обрыв" Марк Волохов - это собирательный художественный образ. Многие родственники И.А.Гончарова, а вслед за ними и литературоведы, считали что одним из возможных прототипов...
Сретенье с Пушкиным. Отрывок из книги "Тайнопись"
  Следы Пушкина рассыпаны как в зримой, так и в скрытой части поэмы Беллы Ахмадулиной "Род занятий", где разыгрывается сюжет смерти поэта на языке символов и знамений. Первым знамением приближаю...
Дума про Обломова
Да и не дума (слово-то, какое большое, государственное), а так - думка. В переводе - мысль, мыслишка. К тому же - такая расплывчатая. Расплывающаяся. Потому что веки слипаются.Что там. была за думка?....