Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


О бедных писателях

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3565
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

 Карьера писателя - это очень странная "карьера". Денег она не приносит, со славой тоже очень скромно. И прежде чем вляпаться в это безнадежное дело, следует крепко подумать.

Мы сидим в кафе симпатичного книжного магазина. Мой товарищ – один из самых известных сегодня русских писателей, он много работает, регулярно издается, говорит: «Я точно знаю, что после выхода новой книги она хорошо продается 2 – 3 дня. Ну относительно хорошо, не детективы ведь пишу. Потом появляется электронная версия – естественно пиратская. И все – продажи буквально обваливаются, чуть не до нуля. Можешь писать новую. Или вот пишет поклонница: "Сегодня у меня счастливый день – наконец-то выложили в свободный доступ вашу новую книгу. Скачала, читаю, хочу вас от всей души поблагодарить" Она-то читает, а мне что делать? Тоже что ли скачать?»

 

 Дама даже не догадывается, что ее письмо писателя может и не порадовать. Вот удивительные какие вещи.

А если писатель отрывает рот, ему тут же его затыкают: «Да, ты копираст! Ты мешаешь народу получать свободный доступ к информации!» И писатель говорит себе: «Да, действительно, что это я, в самом деле? Мешаю народу, пусть уж читают свободно, я корректором или редактором пристроюсь. Обойдусь, как-нибудь». Вот так – раз обойдется, два обойдется, а потом плюнет на всю литературу и займется каким-нибудь более интересным делом.

И писатель уходит из профессии. Ну не совсем уходит, если ты 10 – 15 лет потратил на писанину, тебе идти-то особо некуда. Ты уже влип. Ничего уже больше и не умеешь, и главное не хочешь. Но надо как-то выживать. И речь не идет о каких-то баснословных деньгах, да упаси Бог. Цена вопроса - это зарплата девочки-письмоводителя в приличной госконторе, которая спокойно зарабатывает свои две штуки зеленых денег ежемесячно, и любит расслабиться где-нибудь на Берлинаре. А эти две штуки – как раз и есть аванс, который (если повезет, если с издательством удастся договориться) писатель получит за книгу, на которую угроблено года два, а бывает и двадцать. То есть не получит ничего. Есть, конечно, роялти. Но это когда начальный тираж распродадут, будет допечатка то тогда… Какая допечатка на хрен? Все давно скачали твою прекрасную книгу в свои читалки и читают и искренно тебя благодарят.

Система обречена, если она не способна к самовоспроизводству, пространная проза (в отличии от стихов) не может жить на дотации, она должна зарабатывать. Иначе она будет представлена сплошь дебютантами (о графоманах я не говорю – это величина более-менее постоянная и в данном случае меня не интересует) – теми, кто прежде чем встать к кассовому аппарату в 9 утра, проснулся в 5 и три часа отпахал за компьютером. И таким вот образом изваял свою первую нетленку. Но это один раз хорошо, а второй раз уже нехорошо, а в третий уже просто глупо, поскольку нельзя раз за разом ввязываться в один и тот же стартап, который гарантировано провалится, несмотря ни на какие твои усилия.

Куда писателю податься? Можно попытаться продаться иностранным агентам и пробиться на рынок английский или немецкий. Но институт литературных агентов – людей, которые профессионально продвигают произведения на профессиональные рынки, находится в России в зародышевом состоянии: почти никто почти ничего толком не умеет. А с другой стороны русского писателя на этих рынках что-то совсем не ждут. Там своих хватает. Их-то кормить нечем. Можно выучиться писать сценарии для кино. Там, конечно, совсем другие деньги, но и другая техника письма и требования другие, и тусовка незнакомая. И тоже своих хватает. Остаются сериалы. Сюда пробиться легче, но тоже ох как непросто. И писатель там не последняя инстанция, которая решает, что хорошо, что плохо, а всего лишь подносчик патронов – куда стрелять решают без него.

Но самое главное все эти рынки – и переводная литература, и кино, и сериалы не заинтересованы в работе со словом, как таковым – для них важен скелет текста, остроумный диалог, сюжет в первую очередь, а создатель «высокой» прозы, как правило, не очень умеет выстраивать интригу. Если бы хотел и умел, то сразу бы стал сценаристом или детективы писал.

И молодой человек, у которого такой вот писательский зуд, прежде чем вляпаться в литературу, задумается. А чего я буду пробираться в те же сценаристы таким кривым путем? Зачем годами шлифовать фразу, если это никому не интересно? В среднем объем черновиков превышает объем законченного текста в 3 - 5 раз. Зачем столько работать, если потом почти ничего не останется? Может лучше сразу выучиться серьезному делу? И приток по-настоящему талантливых людей в профессиональную литературу год от года скудеет. 

О благодарственных платежах и бедных писателях 

О "бесплатных" библиотеках и бедных писателях

Комментарии

No post has been created yet.