Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

О Сумарокове, Разине и Пугачеве

Добавлено : Дата: в разделе: ЛитературоНЕведение
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 49
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Конкурс эссе журнала "Новый мир", посвященный 300-летию А.П.Сумарокова, закончился, да и сам юбилей уже миновал, а мысли некоторые остались.

Поэзия Сумарокова для меня крайне тяжеловесна, неизящна и как-то неуклюжа. Век восемнадцатый вообще был склонен к излишнему пафосу, и не только в стихосложении. Теперь вот Сумарокова включили в школьную программу по литературе, где его не то чтобы проходят, а скорее как бы стремительно пробегают. Трудно себе представить, что в наше время молодежь стала бы читать эти пудовые строфы по доброй воле. Они и Пушкина-то с его гораздо менее архаичным языком читать не хотят, а что уж про Сумарокова говорить. Увы, Александр Петрович уже давно и на веки вечные - это удел ученых-лингвистов и литературоведов.

Мне в его обильном творческом наследии близко одно-единственное произведение, которое называется "Станс граду Синбирску на Пугачева". Да и то только потому, что оно, во-первых, посвящено далеко не чужому для меня городу, а, во-вторых, станс этот оказался в русской поэзии первым стихотворением, в котором упоминается Симбирск.

"Прогнал ты Разина стоявшим войском твердо,

Синбирск, и удалил ты древнего врага,

Хоть он и наступал с огнем немилосердо

                              На Волгины брега!

 

А Разин нынешний в твои падет, оковы,

И во стенах твоих окованный сидит.

Пристойные ему возмездия готовы,

                              Суд злобы не щадит ..."

"Разин нынешний" - это у А.П.Сумарокова Емельян Пугачев. Поэт в своем стихотворении напоминает о двух реальных исторических событиях, связанных с Симбирском: разгром под стенами симбирского кремля осенью 1670 г. казацкого воинства во главе со Степаном Разиным и факт содержания под стражей там же в 1774 г. уже плененного Емельяна Пугачева.

Еще в студенческие годы я заметила странную, даже в какой-то степени мистическую, схожесть судеб этих двух людей - Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева. 

Судите сами. Оба были донскими казаками. Бытует даже недоказанное, впрочем, предположение, что родились они в одной и той же станице под названием Зимовейская. И тот, и другой стали предводителями самых больших крестьянских восстаний в российской истории. Оба потерпели поражение в этой борьбе. Оба пали жертвами предательства своих же товарищей-земляков. Оба были казнены в Москве на Болотной площади.

Понятно, что только с Дона в те времена могла исходить реальная внутренняя угроза для власти. Понятно, что изначально эта бунтующая стихия была обречена на провал. И понятно, что преступников тогда публично казнили в одном и том же месте столицы. Только ведь далеко не каждому недовольному казаку удавалось поднять волнение, полыхнувшее на добрую половину империи, и ощутимо долго держать в великом страхе сидевших на троне, столбовое дворянство и прочих разных нотаблей.

Наверно, все слышали исторический анекдот о братьях-близнецах, появившихся на свет в новогоднюю ночь. Один родился в последние минуты уходящего года, а второй - в первые минуты года наступившего. В строгом соответствии с правдой жизни им в метриках о рождении поставили разные даты, а следовательно, и разные годы рождения. И образовался примечательный казус - братья-близнецы, согласно документам родившиеся с разницей в целый год.

Вот и Разин с Пугачевым для меня словно такие же исторические близнецы-братья, только разделенные не новогодней полночью, а веком в истории государства Российского. Мне кажется, что А.П.Сумароков тоже уловил эту некую роковую закономерность двух разных судеб, странно-трагическую преемственность жизней. Ведь недаром он образ своего современника Пугачева в стансе показывает через образ другого столь же известного мятежника Разина, постоянно перемежая, тасуя их, как фокусник, в нужном месте выдергивая в свой сюжет то одного персонажа, то второго. А.П.Сумароков создал этакого своеобразного поэтического двуликого Януса, только двуликого именно в своем первозданном значении, как бога с двумя лицами, смотрящего одновременно и в прошлое, и в будущее, а не двуличного, неискреннего человека, с которым теперь почему-то ассоциируется этот фразеологизм.

 

 

 

Комментарии

Перо и кисть
Сколько вокруг цветного! Почему тогда пыль серая? Цвета вместе дают никакой? Александр Петрович Сумароков находит точный эпитет: «Все в пустом лишь только цвете…» Выбирает самое бесцветное слово. Одна...
Прототип Марка Волохова
Герой гончаровского романа "Обрыв" Марк Волохов - это собирательный художественный образ. Многие родственники И.А.Гончарова, а вслед за ними и литературоведы, считали что одним из возможных прототипов...