Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Синяя Борода, или история одного несчастливого брака: опыт интерпретации

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 4591
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

- Уж не сказку ль про Синюю Бороду

Перед тем, как засну, почитать…

Анна Ахматова

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - сказал классик. Знаменитая сказка «Синяя Борода» Шарля Перро - история семьи, бывшей поначалу благополучной и вполне счастливой (почему нет?) и ставшей впоследствии несчастливой. Не правда ли, избитый сюжет? Мы сколь угодно встречаем его в литературе и в обыденной действительности. Но не в сказке. Для сказки подобный сюжет скорее исключение, чем правило. Много ли вы знаете сказок, повествующих о полном семейном фиаско?

Распространенная интерпретация «Синей Бороды» сводится к следующему: муж – злодей-убийца, прекрасная юная жена - невинная жертва. Их брак обречен с самого начала. Так ли это? Вглядимся в сказку пристальнее.

В сказке двое главных действующих лиц – Синяя Борода и его жена. Остальные - персонажи второстепенные, до поры до времени находящиеся на заднем плане: сестра Анна, братья-спасители. Но есть еще один важный «персонаж» – запретная комната и её пространство.

В литературе известно много таких сакрализованных сюжетом пространств-персонажей: палата номер шесть и вишневый сад Чехова, дом Ашеров Эдгара По, квартира номер пятьдесят Булгакова, Мёртвый дом Достоевского и т.п. Подобные персонажи не менее значимы, чем обычные действующие лица. Они - места таинственных метаморфоз, и эти метаморфозы происходят по воле и выбору тесно связанных с ними героев произведения. «И сказал им Бог: …и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28) Человек – царь земли, судьба вверенного ему пространства полностью зависит от его действий. 

Сказка начинается с описания главного героя. Синяя Борода имел «уродливый, страшный вид» из-за своей бороды. «Не было ни женщины, ни девушки, которая бы не убегала, завидев его». Но вот нашлась дева, готовая выйти за него замуж.

Свершилась свадьба. Юной деве оказана высшая степень доверия – она становится женой и полновластной хозяйкой замка. Супруга Синей Бороды не может пожаловаться на мужа. У нас нет никаких оснований считать, что она не была счастлива, и что Синяя Борода не любил свою жену. Он заботился о ней и ни в чем ей не отказывал. Да, позже он попросит её об одной вещи – не заходить в Комнату. Но в этой просьбе нет ровно ничего греховного.

Через месяц после свадьбы Синяя Борода сообщает жене, что ему надо отлучиться, «по крайней мере, недель на шесть, ради важного дела». «По крайней мере, шесть недель» - это сорок дней, сакральное число. В человеческой жизни окончание срока, состоящего из числа сорок (лет, недель, дней), означает наступление важных событий. Сорок дней постился Христос в пустыне, сорок лет водил Моисей евреев по пустыне, сорок недель женщина вынашивает во чреве ребёнка, на сороковой день после Воскресения вознесся Христос, в сороковой день после смерти душа человеческая обретает «приличное ей по делам место», по выражению св. Макария Александрийского.

Удаляясь на сорок дней в деревню, Синяя Борода совершенно очевидно устанавливает какой-то важный срок. Это можно назвать и постом – и для жены и для мужа. Пост для мужа в том, что он добровольно удаляется от молодой, красивой жены, от домашних развлечений. Пост для жены в том, что ей надлежит избегать запретной комнаты. Наступает время важного испытания для их брака.

Удивительно, но обращаясь к жене, Синяя Борода говорит примерно так же, как Бог в книге Бытия. «Вот, — сказал он, — ключи от обеих больших кладовых; вот ключи от посуды золотой и серебряной, которую подают не каждый день; вот ключи от сундуков, где хранится мое золото и серебро; вот ключи от ларцов, где лежат мои драгоценные камни; вот ключ, что отпирает все комнаты в моем доме. А этот маленький ключ — ключ от комнаты, что в конце нижней большой галереи. Открывайте все двери, всюду ходите, но входить в эту маленькую комнату я вам запрещаю, и запрещаю так строго, что, если вам случится открыть туда дверь, вы можете всего ждать от моего гнева». 

Сравним: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Жене вручается ключ, которым она не должна пользоваться. Ключ – важный символ. Черепаха Тортила дарит Буратино волшебный золотой ключик от потайной дверцы за его доброе сердце. Христос даёт апостолу Петру ключи от Царства Небесного (Матф. 16:19).

Жена обещает мужу соблюсти его приказание. Что происходит потом? Синяя Борода уезжает, она не выдерживает поста и уже в день его отъезда идёт открывать комнату.

Комната, запертая, неоткрытая комната – «земля безвидна и пуста» как в сознании читателя, так и в сознании жены Синей Бороды. Что там, неизвестно. Это тайна.

Открытие запретной комнаты – некое таинство. Но таинства должен совершать тот, кто имеет на это право. Право пользоваться ключом, которое есть у сказочного Буратино и у апостола Петра, нужно заслужить. Когда Буратино золотым ключиком открывает потайную дверцу, в нее входят только добрые и честные герои. А перед носом Карабаса-Барабаса и жандармов дверца навсегда затворяется, как перед неразумными евангельскими девами, у которых недостало масла в светильниках.

Наступает переломный момент сказки: сгорающая от любопытства жена совершает запретное священнодействие, открывает ключом комнату. Собственным непослушанием она творит некую ужасную новую реальность.

«Сперва она ничего не увидела, потому что ставни были закрыты». Не увидела, ведь «земля была безвидна и пуста»! Комнате словно нужно некоторое время, чтобы измениться, претерпеть таинственную метаморфозу вследствие запретного поступка жены.

Что же, наконец, видит жена? Кровь на полу, тела предыдущих жён, убитых Синей Бородой. Увы, домашний рай обратился в юдоль запретной комнаты.

Жена отступает в страхе и ужасе. Но поздно. Комната подобна ящику Пандоры. Будучи открытой, она уже не может быть закрытой так, словно никогда не открывалась. Возникает необратимая ситуация.

Кровь на ключе – зримое свидетельство её греха. И напрасно жена пытается смыть с ключа кровь. Она уже изменила собственное будущее и будущее своей семьи.

До момента открытия комнаты решающая роль в сказке принадлежала жене, её поведение было главным для развития сюжета. Но после того как она нарушила запрет мужа, она теряет свободу действий, становится рабыней окровавленного ключа, рабыней собственного греха. Решающая роль в развитии событий переходит к Синей Бороде.

Муж «вернулся из своего путешествия в тот же вечер». Его сорокадневный пост прерван. В нём нет смысла, если не постится жена.

Убедившись в преступлении жены, Синяя Борода объявляет ей о том, что она должна немедля умереть. Жена слёзно кается и просит прощения.

Ничто не указывает нам на то, что Синяя Борода не простил жену. Мы видим только то, что он по какой-то причине вынужден убить её. Складывается впечатление, что он не может поступить иначе. Синяя Борода сам об этом говорит: «Вы должны умереть, сударыня…»

Его слова вкупе с фразой «сердце его было суровее, чем скала» наводят на мысль, что на Синей Бороде лежит страшное заклятье, из-за которого он обречён испытывать каждую жену ключом запретной комнаты и убивать ее в случае нарушения запрета. Освободить Синюю Бороду от заклятья может только любовь жены. А любовь должна проявиться в послушании. Сам Христос сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23) Та, которая истинно полюбит мужа, выдержит испытание, снимет заклятье с Синей Бороды и изменит его жизнь.

И тогда запретная комната отворится сама, заклятье сотрётся, прежние жены воскреснут и обретут иную жизнь, а сама комната станет дивным цветущим садом. Синяя Борода утратит свою жуткую бороду и превратится в прекрасного принца. Ведь любовь творит чудеса, превращает чудищ лесных и щелкунчиков в принцев. И проклятое прошлое уходит как дурной сон.

Но жена не дала герою шанса на преображение. Их брак бесславно закончился, героиня едва спаслась от рук мужа, а ее братья зарубили Синюю Бороду.

Часто в отечественных изданиях «Синей Бороды» опускаются авторские моралите в концовке. А зря! В них много иронии и истинного отношения автора к своим героям. Автор подсмеивается над пагубным женским любопытством и прямо говорит, что нет таких «мужей свирепых», как Синяя Борода.

Что ж, сказка ложь, а в ней намёк. Счастье и любовь в браке не даются даром. Это плод большого труда и награда тем, кто способен преодолевать испытания.

Комментарии

Апельсиновый сок
Когда к нам приходит нахальный мистер Грипп с жестокой и чувственной улыбкой на губах, шепчет обманные слова и дарит отравленные поцелуи, я зову на помощь старого друга – Апельсиновый Сок. Он веселый,...
Картофелина. Сказка из холодильника
Жила-была бурая Картофелина. Она жила в холодильнике в ящике для овощей. Картофелина была некрасивая, с коричневой, бугристой кожей, неуклюжая, бесформенная да еще вдобавок грязная. Как ни счищал...
Янтарное варенье
Сказка из бабушкиного буфета В обычной городской квартире с водяным отоплением жили мальчик и девочка. Они очень любили ходить в гости к своей бабушке, жившей в белом глиняном домике-мазанке в старой...
Бармалей и Иона-пророк

Маленький пролог

В славном городе Анапе есть памятник доктору Айболиту. Несколько лет назад я фотографировалась с ним. В тени Айболита пропадает и чахнет другой примечательный персонаж – Бармалей.

Город Дождя
Мальвина проснулась рано. Шум весеннего дождя разбудил её. В открытое окно врывался свежий ветерок. Она любила дождь. Много лет назад ей говорили, что в такую погоду можно найти дорогу в город Дождя. ...
b2ap3_thumbnail_20170515-192432.jpg
Сказки о двух концах
  * * *   В этом мире всё шиворот-навыворот: Привязываешься, потом срываешься с привязи В дремучий лес, где серые волки, Пьёшь из лужи, и в результате Становишься серым козлом. И даль...
Белый Зайчик
Вспоминая теперь то утро, я вижу солнце. Дул свежий ветер и в перине облаков образовались вмятины и ямы, потом прорехи, и солнце взглянуло на город. После сырости и холода взбодрились мелкие городские...
взломать Курочку Рябу
В детстве сказка про Курочку Рябу  не  вызывала у меня никаких  вопросов. Но прочитав ее в зрелом возрасте, я удивилась насколько она парадоксальна и абсурдна. Курочка сносит золот...
На дворе пурга в окно стучится...
27 января 1879 года родился писатель, фольклорист и журналист, автор уральских сказов Павел Петрович Бажов. И какое это для всех счастье, что у нас есть Павел Бажов! Д.Нагишкин З...