Пример

Prev Next
.
.

b2ap3_thumbnail_bennr-nm-1.jpg

В "Новом мире" 2015, № 8: проза Ю. Ионова "Оккупация", рассказы В. Тучкова, А.Смирнова, И. Буркаты, виньетки А. Жолковского; стихи Е. Соколовой, В. Салимона, В. Орловой... письма Константина Симонова...

 

ПРОЗА

Юрий Ионов. Оккупация. Записки старого врача

Мемуарная проза: немецкая оккупация глазами подростка из Краснодара, занятого немцами в августе 1942 года, – повседневный быт краснодарцев, попытки немцев наладить функционирование городского хозяйства и создать новую администрацию, общая атмосфера городской жизни. Воспоминания сопровождаются историческим комментарием автора, накопившего за последующую жизнь информацию о событиях, свидетелем и участником которых он был - «После перестройки, когда стали доступны архивы, не все героические подвиги объявленных героев были полностью подтверждены и во многом были преувеличены. Но если даже малая часть была правдой - честь им и хвала! И Царствие небесное всем погибшим! Наверно, прав был один польский юморист: «Если из истории убрать всю ложь, то это не значит, что в истории останется одна правда, скорей всего, от истории ничего не останется». Во время оккупации и войны мы столкнулись с таким количеством предательства, подлости, доносительства, крохоборства и в тоже время героизма, высокой нравственности, что пусть будущее поколение во всем разберется трезво и объективно».

Владимир Тучков. Из Италии с любовью. Рассказ

«Почему русские так любят Италию?», - задает себе вопрос в первой фразе своего рассказа автор и дальше пытается выяснить, почему? И дело тут не в солнце, море, сказочном пейзаже, великой живописи, но гораздо глубже, драматичнее, дело в том, что Италия заставляет русского человека увидеть в себе самом.

Алексей Смирнов. Сокровенные анекдоты.

Истории из советской жизни 40-х годов (про татарина-домоуправа в старомосковском доме и спецоперацию, проведенную под его руководством двумя выбранными им подростками в английском посольстве на праздновании Рождества) и 60-х годов (про советскую радиожурналистику и политкорректность дикторского произношения).

Игорь Булкаты. Оператор. Рассказ

О том, чем оплачивается подлинное искусство – рассказ про молодого кинооператора, в драматически обострившейся ситуации личной жизни уезжающего на целину снимать кинорепортажи (середина 50-х годов), но на самом деле, для того, чтобы разобраться с собственной судьбой – уже на уровне жизни и смерти.

Александр Жолковский. Задачки на память. Виньетки

На этот раз «виньетки» «платонические» (определение автора) – про замечательных женщин, дружбой с которыми повествователь дорожил, про смерть Сталина, про одну из максим Ларушфуко, про Марка Фрейдина, про память на лица, условность понятия «плагиат», про дураков – «летних» и «зимних» и так далее.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Екатерины Соколовой «Событие объятия», Владимира Салимона «На случай ядерного взрыва», Василины Орловой «Князь Вяземский», Сергея Соловьева «Держись, мальчик»,

Евгения Сливкина «Шалтаи-болтаи»

Хотел по причине вполне симпатичной
я стих сочинить о московской опричне,
о кровушке русской, пролитой задаром,
но трудно сочувствовать было боярам –
негордому греку да гордым варягам! –
и сердце отдал я московских дворнягам,
чьи головы в том семилетие подлом
болтались, привязаны за уши к седлам,
и каждый опричник политподготовки
скулящую псину волок на веревке:
пристукнет поленом и ножиком режет...
Бояре другие – собаки все те же!
И хоть для бедняг открывают приюты,
в холодных носах у них запах Малюты.

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Юджин Ли-Гамильтон. Сонеты. Перевод с английского, вступление и примечания Максима Калинина

Мастер сонета викторианской Англии Юджин Ли-Гамильтон (1845-1907) «знаменит, прежде всего, книгой «Воображённые сонеты», где трагические монологи, облеченные в сонетную форму, вложены в уста исторических и легендарных персонажей" - в подборку переводов включены сонеты из книг "Воображаемые сонеты" и "«Сонеты бескрылых часов».

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Аарон Штейнберг. Другой Михайлов. Рассказ. Публикация, предисловие и примечания Н. Портновой. Перевод с немецкого Е. Яндугановой

Рассказ из архива известного русского философа, а также критика, прозаика, историка, Аарона Захаровича Штейнберга (1891-1975), вся жизнь которого прошла практически в в эмиграции. Начало: «Над Невой дул ледяной осенний ветер. Над Петропавловской крепостью колыхалось красное знамя революции. Год стоял тысяча девятьсот девятнадцатый…»

Константин Симонов. Дорогие мои старики. Из переписки с родителями в военные годы (1941-1945). Окончание

Письма 1943-1945 годов - родители в Перми (Молотове), Симонов в Москве и в поездках на фронт («Мои дорогие старики, вернулся с фронта жив, здоров и благополучен. Сейчас навалилось особенно большое количество работы: нужно отписаться за фронт, кончить роман и приступить к сценарию о Москве. Первые две работы нужно кончить в ближайшие дни (роман, разумеется, вчерне)… Скоро привезут в Москву картину «Жди меня», скоро выйдет также спектакль, а пока в ближайшие дни буду трудиться как вол».

 

ОПЫТЫ

Ярослав Шимов. Пересмешник: неоконченный портрет и комментарии к нему

Эссе про Ярослава Гашека и про его роман, в частности, про неожиданную популярность «Швейка» в Советской России – «Бредовое государство Австро-Венгрия в изображении Гашека – это что-то вроде СССР very light, и читать про такое советскому человеку было не только смешно, но и по-своему приятно: узнаваемо, а не гнетет".

 

ОТКЛИКИ И КОММЕНТАРИИ

Ольга Канунникова. Самая «Чуковская»

Мемуарный (увы) очерк о Елене Цезаревне Чуковской (1931-2015) как о человеке и литераторе - «Она самая «Чуковская» из всех Чуковских»,

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Валерия Пустовая. Теория малых книг. Конец большой истории в литературе

Возможно, опорная для сегодняшней Пустовой (и не только для нее) статья о состоянии сегодняшней нашей литературы: об обращении ведущих прозаиков к темам отечественной истории – отдаленной и не слишком – как о тренде нашей «большой» («идейной») литературы; критик, в частности, задается вопросом: открывают ли новые исторические романы доступ к истории и, соответственно, к сегодняшнему дню, или закрывают?

Марианна Ионова. Оды не будет? О книге «Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством. Опыты политические, исторические и теологические о Революции и Советском мире как Русском. Михаил Гефтер в разговорах с Глебом Павловским»

Медленное чтение одной из самых колючих в интеллектуальном отношении (и для «патриотов» и для тех, кого «патриоты» называют «либералами») книг о внутреннем содержании и внутренних механизмах нынешней отечественной истории с острожным (я бы тоже поостерегся, имея дело с прихотливым течением мысли двух авторов-интеллектуалов этой книги), но, тем не менее, вполне самостоятельным комментированием.

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Лев Оборин. Под архивным снегом – о книге: Полина Барскова. Живые картины. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2014, 176 стр.

Ольга Балла. Чтобы плыть над бездной - о книге: Григорий Дашевский. Стихотворения и переводы. М., «Новое издательство», 2015, 160 стр.

Андрей Пермяков. Ладонь – небо. Лета Югай. Забыть-река. М., «Воймега», 2015, 52 стр.

Владимир Березин. Служитель культа – о книге: Сергей Солоух. Комментарии к русскому переводу романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». М., «Время», 2015, 832 стр.

Мария Галина: Hyperfiction. Юла VS. Песочные часы

Неожиданный комментарий к статье Пустовой - Марина Галина продолжает свое исследование возможностей сегодняшней «фантастической» («фантасмагоричной») прозы, во многом взявшей на себя функции «большого» романа идей, ориентация на который определяла в прошлом и позапрошлом веках мейнстрим русской литературы. Статья содержит разбор романов Олега Радзинского «Агафонкин и Время» (М., «АСТ: Corpus», 2014) и Юлия Дубова «Лахезис» (М., «Книжный клуб Книговек», 2014); - оба романа про Россию - «У Радзинского застрявшую в аморфном потоке времени, меняющуюся и потому неизменную, у Дубова – жесткую, не верящую слезам, Россию (продолжение СССР), где единственный путь наверх – через предательство ближних, умение угодить вышестоящим…».

 

Книжная полка Юрия Орлицкого

Сегодня свою полку представляет профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета, литературовед, специалист по русскому поэтическому авангарду.

Диктаторы пишут. Литературное творчество авторитарных правителей XX века. Составитель сборника Альбрехт Кошорке, Константин Каминский. Переводы А. Грановской, Т. Набатниковой, А. Анастасьева и др. М., «Культурная революция», 2014;

Временник пушкинской комиссии. Сборник научных трудов. Выпуск 31. СПб., «Издательство Пушкинского Дома», 2013;

Л. С. Сидяков Творчество Пушкина. Рига, «Seminarium hortus humanitatis», 2013 (Русский мир и Латвия: альманах. Вып. XXXIV);

Лермонтов и история. Сборник научных статей. Великий Новгород -Тверь, «Издательство Марины Батасовой», 2014;

Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте современной культуры. Сборник статей к 200-летию со дня рождения. Под редакцией Л. В. Богатырёвой, К. Г. Исупова. СПб., РХГА, 2014;

Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2012 г. СПб., «Буланин», 2013;

Русские писатели. Поэты (советский период). Библиографический указатель. Том 28. Велимир Хлебников. СПб., Российская национальная библиотека, 2014;

Шахматовский вестник. Вып. 13. «Начала и концы». Жизнь и судьба поэта. М., ИМЛИ РАН, 2013;

Политика и поэтика. Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны. Исследования и материалы. М., ИМЛИ РАН, 2013;

Политика и поэтика. Русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. М., ИМЛИ РАН, 2014;

Лукин Е. В Книга павших. Поэты Первой мировой войны. Антология мировой поэзии. СПб.,«Спас», 2014;

В. В. Мароши. Имя автора в русской литературе: поэтическая семантика, прагматика, этимология. В 3-х ч. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 2013;

Айги-книга. СПб., «Свое издательство», 2014.

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составитель А. Василевский)