Пример

Prev Next
.
.

XIV Форум молодых писателей прошел 19-25 октября не а в традиционных «Липках», а в пансионате «Звенигородский РАН». «Новый мир» принял в Форуме участие. Главный редактор Андрей Василевский вместе с главным редактором журнала «Арион» Алексеем Алехиным провели семинар с поэтами. Редакторы «Нового мира» Ольга Новикова и Владимир Губайловский разбирались с прозаиками. Вот о прозаиках чуть подробнее.

Семинар был очень интересный. Все практически участники были активны и трудолюбивы. Потрудиться пришлось изрядно - читать пришлось очень много.

Здесь несколько слов о некоторых участниках семинара. Я скажу не обо всех 14 наших семинаристах. Но это не значит, что остальные безнадежны, вовсе нет. Видимо, я сам пока еще не знаю, что о них сказать. 

Ольга Елагина (1981). «Homo Simulacrus». Хорошая, профессиональная работа. Повесть о человеке, который работая редактором журнала «Корпоративные путешествия» заболевает – он перестает понимать смысл текста, который читает. Когда это с ним случилось впервые: он прочел фразу и долго осознавал, что не понимает ее смысла – это был слоган: «Автокредит без первоначального взноса». Болезнь прогрессирует. Героя начинает тошнить от подобного языка, но как редактор он должен что-то подобное писать. А он не может – его выгоняют за профнепригодностью. Когда герой читает разные слоганы его тошнит, и блевотина в зависимости от слогана разного цвета – то голубая, по зеленая. Слова возвращают себе смысл таким вот непростым образом. Потом герой влюбляется и… В общем хорошая повесть.

Николай Редькин (1981). Рассказы. Это вариации на тему Хармса и абсурдистской прозы. Некоторые рассказы по-настоящему удались. Например, история о том, как некий человек решает усыновить собаку («Пудинг»). Самое трудное препятствие – доказать, что хозяева собаки недееспособны. И герой подкладывает под лавочку около дома хозяев возлюбленной собаки – каждый вечер бутылку водки. Хозяева начинают стремительно спиваться. И усыновление происходит. Все в лучших традициях – каждое действие героев вполне осмысленно, а когда читатель задумывается о происходящем, как о целом – остается только тряхнуть головой: «Какой бред!» Другой рассказ («Тезки») – черный армейский юмор. В современной русской прозе об армии пишут почти исключительно черными красками и трагическим тоном. А ведь армия – это и правда источник самого настоящего абсурдистского юмора. Вспомним, хотя ,бы «Швейка».

Булат Ханов (1991). Рассказ «Оязыченный». Забавная история о некоем ученике, который учится у некоего научного учителя, и учителя, ну, совершенно не устраивает то, как ученик пишет свою ученую работу. Тогда ученик, в конец измученный, решает поиздеваться над своим учителем и пишет абсолютно бессмысленный текст, который щедро усыпан терминами разнообразных наук, цитатами из придуманных классиков, наукоподобными оборотами. Ученик уверен, что этот бред никак не прокатит. Но оказывается учителю только этого и надо, оказывается, что этот учитель и сам пишет примерно также. Автору, пожалуй, не хватило только одного – рассказ не вышел смешным и легким.

Арслан Хасавов (1988). Рассказы. Самое интересное в этих рассказах – главный герой. Вообще-то герои рассказов имеют разные имена, но довольно очевидно, что герой один. Он выходец с Кавказа, окончивший престижный московский университет. Он из быстро разбогатевшей и столь же быстро обедневшей семьи. Он человек современный, человек эпохи постмодерна, но несет в себе традиционную (мусульманскую) культуру. Он известный журналист, и в тоже время журналистика его не кормит, и он вынужден подрабатывать Бог знает где, черт знает как. То есть это человек, оказавшийся на стыке различных социальных пластов, различных культур, разных миров, они прямо в нем сталкиваются, и ему от этого крайне непросто. Герой – современный и даже, пожалуй, романный. Очень интересно будет следить, как он вырастет.

Агата Рыжова (1985). «Возраст катастроф». Повесть о «возрасте катастроф» - о юности и взрослении, о времени, когда общение несравнимо важнее, чем учение. Медленное и мучительное нащупывание себя. Попытки ответить на вопрос: «Кто я?». Попытки одна за другой кончаются ничем. Лучшее – богатый и сильный язык, который пока еще слишком самостоятелен, ведет куда хочет, не подчиняется ни сюжету, ни героям. (Это не удивительно, поскольку автор – по своей первой литературной профессии – поэт, а поэтическая выучка никуда не девается.) Возникает некоторая хаотичность. Но уже очень любопытно. Кажется еще шаг – и будет мощная, цветная проза.

Татьяна Леонтьева (1984) Короткие рассказы, связанные единой героиней. Она приезжает в Питер, поступает в Муху, вылетает из Мухи, работает няней, живет в общежитии, снимает комнату. Язык точный и выверенный. В каждом рассказе, несмотря на то, что все вроде бы обычно – что-то непременно случается. Получается хорошо. Один рассказ опубликован в «Октябре».

Виктор Кертанов (1989). Книга «12 рассказов». Все рассказы совершенно разные по стилю, по теме, по языку. От вполне реалистичного описания до фантастики, даже магии. Когда автора попытались упрекнуть в отсутствии собственной узнаваемой манеры письма, он ответил: «Мир – разный, люди – разные, так пусть событие диктует стиль описания, а не наоборот». Ответ – достойный. Именно Виктора Кертанова мы с Ольгой Новиковой выдвинули на издание книги.

Все семинаристы - интересные, талантливые люди.

Здесь о Форуме вообще

Владимир Губайловский