Пример

Prev Next
.
.

Сергей Костырко представляет 6-й номер «Нового мира» за 2017-й год: о прозе Владимира Козлова, Олега Хафизова, Егора Фетисова, очерках Бальмонта, статье Олега Лекманова и Михаила Свердлова, статье Юрия Каграманова...

 

ПРОЗА

Владимир Козлов. Рассекающий поле. Главы из романа

Поскольку фамилия Козлов у нас в литературе распространенная, – справка: поэт, критик, литературовед, культуртрегер, редактор журнала «Prosodia» и, как демонстрирует этот текст, прозаик. Стилистика его романа (выбранные редакцией главы дают достаточно полное представление о целом) сориентирована на лирико-философскую прозу; повествование выстраивает мотив «дороги» и «путешественника», молодого человека с гитарой, двигающегося автостопом из Ростова-на Дону в Петербург – именно «путешественника», то есть того, кто, в отличие от «туриста», никогда не знает «когда вернется назад» и «каким вернется». Цитата: "Не кажется ли тебе, Сева, что жизнь складывается из людей, которые тебя случайно подбирают — и тем самым оказываются неслучайными? Вы не выбираете друг друга, вы просто оказываетесь за одной партой, в одной комнате общежития, в одной машине. ... Только в какой-то момент оказывается, что других людей в твоей жизни, в общем, и нет. Но и эти люди — разве они в твоей жизни… Они просто в какой-то момент проживали, крутили баранку рядом. А сейчас и вовсе забавно: они все меня везут — а что делаю я? А я бегу от них, шагаю через них. Они помогают мне оказаться там, куда никто из них даже не думает двигаться".

Олег Хафизов. Колонна Брюллова. Рассказ

Рассказ о мистике войны и о воинской дисциплине, внешней и внутренней. Главный герой рассказа – немецкий солдат, воевавший когда-то на Восточном фронте, при этом художник и ценитель старинной русской архитектуры, человек с духовными запросами, к тому же внимательно относившийся к знакам «оттуда», но остающийся тем не менее прежде всего солдатом.

Александр Снегирев. Фото в черном бушлате. Рассказ

Егор Фетисов. «Веселые казни». Рассказ

Два рассказа двух писателей, московского (Снегирев) и копенгагенского (Фетисов), образующие своеобразный фрагмент сегодняшнего варианта «Тысячи и одной ночи» - повествование обоих рассказов выстраивают исповеди двух восточных мужчин, собеседников авторов-повествователей; рассказы, в которых друг друга рассматривают нынешний Восток и нынешний Запад.

 

СТИХИ

Подборки стихов Андрея Гришаева «Цветы и другие растения», Ильи Фаликова «Разумеется, оплачено», Виктора Коваля «Наставки и умудрения», Амарсаны Улзытуева «Как мне это спеть»,

Любови Колесник «Смотреть и не ржаветь»

Не к пивняку, не к магазину

седой, растративший цвета

идет старик, несет корзину –

в корзине стынет пустота.

И, остановленная жутью,

смотрю ему вдогонку я:

там, на сплетеньи мертвых прутьев –

ни яблока и ни белья,

ни воздуха и ни пространства,

ни даже смерти взаперти.

Спрошу его, как не бояться

невыносимое нести.

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Шекспир и другие. Влюбленный пилигрим. Перевод с английского, предисловие и комментарии Сухбата Афлатуни

Перевод первой части вышедшего в 1599 году в Лондоне сборника любовной лирики «Влюбленный пилигрим». «Сомнительного» сборника, как принято было считать у шекспироведов, поскольку в качестве автора на обложке значилось имя Шекспира, тогда как шекспировских стихов было только пять из четырнадцати, остальные были поэтическими репликами различных поэтов того времени на шекспировские мотивы. Однако «реплики» те были отнюдь не «унылыми» – нынешние шекспироведы «отмечают цельность и тематическое единство: противопоставление любви возвышенной и порочной, юности и старости, верности и измены...» Задачу продемонстрировать это и поставил перед собой Сухбат Афлатуни.

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Константин Бальмонт. Письма из Франции. Публикация и предисловие Александра Романова.

Шесть текстов Бальмонта, опубликованных им в 1926 – 1928 годах в рижской газете «Сегодня» о жизни в эмиграции – «...казалось бы, этюдные зарисовки, не бо­лее, но в каждой – особенный штрих, свое, бальмонтовское, видение происходящего вокруг – рядом – около, необычный взгляд на людей и на предметы, одежду и нравы. И даже «странное повет­рие» – последние новшества в женских прическах – едко подмечено им, хотя иной и не за­метил бы, прошел мимо».

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Юрий Каграманов. Как сделать мир правильным. О консерваторах США

Автор предлагает свой анализ и, соответственно, свои оценки одного из самых влиятельных cовременных умонастроений, выстраивающих сегодня общественную жизнь в наиболее развитых странах мира, в частности, в США. Речь идет о том умонастроении, которое мы по привычке называем «консерватизмом», но которое следовало бы назвать "неоконсерватизмом", то есть не продолжающим и развивающим основы классического консерватизма, а опровергающим его. В качестве идеального устройства общества сегодняшние «консерваторы» видят что-то вроде "аристократической республики" (диктатуры фактически) со своей отнюдь не традиционной, христианской моралью.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Лекманов, Михаил Свердлов. Для кого умерла Валентина? О стихотворении Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки»

Обратившись к знаменитому стихотворению Багрицкого, которое по традиции вписано в список советской "героической" поэзии, авторы обнаруживают странность: отсутствие мотивировок смерти героини – если, скажем, у Гайдара Мальчиш-Кибальчиш гибнет в бою с врагом, то «ничего подобного в «Смерти пионерки» нет: умирающая девочка лишена возможности не только совершить героический поступок, но и вообще участвовать в той жизни, что кипит за пределами больничной палаты». Соответственно, авторы статьи ищут ответ на вопрос "зачем же умирает пионерка Валя, для кого – кто добивается ее смерти как жертвы?"

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Анна Михеева. Страдающий Левиафан, или Постсоветский производственный роман – о книге: Шамиль Идиатуллин. Город Брежнев. М., «Азбука»; СПб.; «Азбука-Аттикус», 2017;

Евгения Риц. Косая черта – о книге: Ханья Янагихара. Маленькая жизнь. Роман. Перевод с английского Александры Борисенко, Анастасии Завозовой, Виктора Сонькина. М., «АСТ», «Corpus», 2016;

Анаит Григорян. The life – о книге: Дмитрий Григорьев. Птичья псалтырь. СПб., «Лимбус Пресс», 2016

Александр Мурашов. Поиск неутраченного времени – о книге: Александр Гаррос. Непереводимая игра слов. М., «АСТ», 2016.

 

Книжная полка Владимира Коркунова

Свою десятку книг представляет московский критик и литературный обозреватель

Александр Хорт. Радости и страдания Николая Эрдмана. М., «Б.С.Г.-Пресс», 2015;

Олег Лекманов. Осип Мандельштам: ворованный воздух. М., «АСТ», 2016;

Юрий Бит-Юнан, Давид Фельдман. Василий Гроссман в зеркале литературных интриг. М., «Форум», «Неолит», 2016;

Андрей Тавров. Державин. М., «Русский Гулливер», 2016;

Павел Лукьянов. Turistia. М., «Воймега», 2016;

Наринэ Абгарян. С неба упали три яблока. М., «АСТ», 2015; Наринэ Абгарян. Зулали. М., «АСТ», 2017;

«Новая Юность. Избранное — 2015». М., Издательский центр «Новая Юность», 2016;

Художественный мир Беллы Ахмадулиной. Сборник статей. Тверь, издательство Марины Батасовой, 2016;

Анна Наринская. Не зяблик. Рассказ о себе в заметках и дополнениях. М., «АСТ», «CORPUS», 2016;

Евгений Лесин. Лесин и немедленно выпил. М., «РИПОЛ классик», 2016.

 

Мария Галина: Hyperfiction

Жестокие объятия утопии

Размышление о том, что происходит в жанре современной антиутопии, написанное, отталкиваясь от содержания проведенной в старейшем скандинавском университете (Уппсала, Швеция) международной конференции «Языки утопии» (Languages of Utopia: (Geo)political Identity-Making in Post-Soviet Russian Speculative Fiction).

 

Сериалы с Ириной Светловой

Антропологическая революция Про «идею искусственно созданного мыслящего существа и примерки на себя роли Творца» («Для того, чтобы понять принцип функционирования любой системы, надо разобрать ее на составляющие. Но подобную процедуру невозможно проделать с самим собой, поэтому для того, чтобы постичь свое назначение в мире, человеку приходиться сконструировать нечто неотличимо похожее на себя») – в приложении к сериалу «Мир Дикого Запада».

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составитель А. Василевский)