Пример

Prev Next
.
.

Сергей Костырко представляет 11-й номер «Нового мира» за 2017-й год: о прозе Андрея Лебедева, Романа Шмаракова, Аурена Хабичева, о стихах Боба Дилана и Бориса Случкого, о статьях Веры Зубаревой, Николая Вахтина...

 

ПРОЗА

Андрей Лебедев. Лента Lento. Пикардийский дневник

Название без обмана – действительно «дневник», точнее, лирико-философская эссеистская проза, оформленная как дневник русского писателя-интеллектуала, живущего в пригороде Парижа (каковым за пределами этого текста и является ее автор). Цитата: «Начать день с писания – это как утром протереть очки, оставленные на ночном столике, или включить дворники, сев в машину зимой. Считают, что писатель – мудрец и наблюдатель, но мое обычное состояние – это скорее «ежик в тумане». Лишь организуя мир в слова и фразы, я начинаю различать контуры действительности».

Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане. Фрагмент романа

Часть романного текста, как бы составленная из двух развернутых новелл (или двух коротких повестей), которые читаются как самостоятельные почти произведения, к тому же написанные в разных жанрах: английского детектива (с внезапной смертью молоденькой мисс в поместье накануне кулуарного светского раута) и повествования любовного – про то, как внезапно и сокрушительно возникает любовь и каким сложным оказывается потом сюжет избавления (блаженного высвобождения) от этого чувства. В обеих новеллах время условное, но по дыханию прозы можно предположить, что автор играет со стилистиками французской литературы XIX века (лав-стори) и английской – самого начала века XX (детектив).

Аурен Хабичев. Мое Великое Ничто. Рассказы

Подборка рассказов, которую начинает эпическое почти повествование, написанное с ориентацией на жанр семейного романа, а продолжают рассказы совсем короткие, выстраиваемые отчасти на психологическом гротеске.

Николай Караев. Кшетра Розенберга. Новелла

Новелла, из которой читатель узнает, о чем морозной ночью ноября 1919 года на ревельском кладбище разговаривали Отто Розенберг, русский востоковед, специалист по буддизму, петербургский профессор, и Альфред Розенберг, мечтающий освободить человечество от гибельной заразы, таящейся в ментальности еврейской нации.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Владимира Козлова «Затерянный мир», Евгения Солоновича «Суп с котом», Игоря Вишневецкого «Краткое изложение стихов Степана Шевырёва, сочиненных им в Италии с 1829-го по 1832-й год»,

Боба Дилана «Пять песен» (переводы с английского Ольги Аникиной, Андрея Анпилова, Марии Галиной и Аркадия Штыпеля. Умка: По мотивам Боба Дилана)

«Увидишь, передай привет, улыбку, например

Весной я слышал, что она уехала в Танжер

Скажи ей, что мои дела идут, хоть и не в рай

Она подумает – забыл, и ты не возражай

В любви без ссор нельзя, она ушла почти на спор

И тянет холодом в окно с той ночи до сих пор

Хоть сердце вдребезги в груди, по правде говоря

Оно ещё коптит, гляди, как свет от фонаря

А будет случай, поцелуй, весёлый сделав вид

Мол, есть знакомый кое-кто, за всё благодарит

Свободе, радости её не стану поперёк

Довольно, счастье что своё, дурак, не уберёг

… …»

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Борис Слуцкий (1919 – 1986) Прочерк. Публикация Ольги Фризен. Подготовка текста и предисловие Андрея Крамаренко.

«Спустя более тридцати лет после ухода Бориса Слуцкого из жизни, в преддверии его столетия, уже мало кто сомневается в том, что он – крупнейшая фигура в русской поэзии ХХ века» - журнальная подборка не публиковавшихся ранее стихотворений Слуцкого

Жить нужно долго.

Писать нужно много.

Помнить о долге,

помнить о Боге.

Как в ваше время

долг и Бога

не называли б.

Писать нужно много.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Вера Зубарева. И пайку насущную дай нам днесь... К 55-летию выхода повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Статья (скажем сразу, неожиданная для юбилейного жанра статья), написанная к 55-летию выхода в свет повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Повесть эта в 60-е прочитана была почти исключительно как художественная публицистика, антисталинская и антитоталитарная; ну а герой ее воспринимался как жертва сталинского режима, как олицетворение истинно русского человека с его нравственностью. Однако предлагаемое автором статьи прочтение повести приводит читателя к выводу, что хранителем чистоты русского духа и нравственности Ивана Денисовича можно назвать с большой натяжкой, что дух этот стремительно истончается в нем с утратой веры. И вина (беда) не только в сталинском режиме, но и в неустойчивости нравственных принципов самих его жертв - "…о чем ведет речь Солженицын? О том, что строится новый мир на новых ценностях, о том, что возводится изба, каждый угол которой обустраивается за счет угла другого, о том, что изба расшатывается, и никакие идеологические подпорки ее не укрепят, о том, что происходит обмеление души и вырождение духа. А также о приходе «врага рода человеческого» в лице коммунизма и о вере, находящейся в заточении. Шухова, возможно, и выпустят на волю. А кто освободит веру?"

ОПЫТЫ

Евгений Чижов. Война и мыр. Лев Толстой и Даниил Хармс

Про обэриутов и поэтику их творчества как форму богоискательства – на материале сравнительного анализа творчества Хармса и Толстого, точнее на сравнении содержания экзистенциальных понятий у Хармса и у Толстого: "Война – скверное время для аутсайдеров. Она консолидирует общество, и чудаки вроде Хармса и Пьера Безухова из аутсайдеров превращаются во врагов. Неопределенное пространство между своими и чужими, где аутсайдеры существовали в мирное время, сжимается до предела и места для них не остается. Если мир их еще терпит и позволяет глядеть на него со стороны, то война ставит перед неумолимым выбором: или отказ от себя и растворение в общей массе, или смерть. Пьеру, по воле автора, невредимым проведшего его сквозь мясорубку Бородина и все ужасы плена, удается первое, а Хармс оказался неспособен отказаться от роли аутсайдера и был поэтому обречен".

Павел Глушаков. «Глазами всего народа». Десять заметок о Шукшине

«Написано Шукшиным сравнительно много, но самое важное у него – рассказы (и рабочие записи – произведения, свернутые иногда в одну фразу), совершенно странные, после прочтения которых остается смутное чувство неудовлетворенности. Вроде бы точка, но почему же так беспокойно на душе?! После таких рассказов не хочется исправлять мир, заканчиваются они в большинстве своем патетично, чуть ли не бравурно, каким-то послевкусием риторического отчаяния…»

 

МИР НАУКИ

Николай Вахтин. Арктика: слово и дело.

Что представляет из себя целенаправленное «дискурсивное конструирование реальности» в качестве одной из самых распространенных технологий современных СМИ автор демонстрирует на примере образа Арктики, который десятилетиями внедрялся и внедряется до сих пор в сознание «целевых аудиторий». «Дискурсивное конструирование» – это не обязательно вранье, то есть вранье, конечно, но выстроенное как «правда», нужно только правильно отобрать для статьи, очерка или телерепортажа фрагменты реальности, ну, скажем, выстроить историю освоения Арктики как героическую эпопею, главными героями которой будут «советские полярники», зажмурившись на то, что процесс освоения Арктики начался во второй половине 19 века и шел своим чередом, безотносительно к сменам политических режимов; или нынешний образ Арктики, которую наконец-то необходимо освоить и которая представляет собой, по сути, безлюдную арктическую пустыню, требующую, естественно, могучих бюджетных вливаний.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Вл. Новиков. Шесть героев нашли автора. О биографических книгах Александра Ливерганта

Статья о жанре писательской биографии как о жанре биографического романа, а не как о литературоведческой справке, доведенной по объему до романа; о жанре, который, по мнению автора, лидирует в сегодняшней русской литературе, и абсолютно законно, поскольку здесь решен главный вопрос литературного произведения – вопрос литературного героя: «Академик Павлов говорил: «Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой». Скажу в пандан: настоящий писатель – это колоритный литературный персонаж, созданный самой жизнью. У него непременно есть характер, причем с необходимыми противоречиями, без которых творческая личность немыслима. У него есть судьба, то есть причинно-следственная связь между событиями». Утверждение свое Новиков подкрепляет представлением (оно же – анализ) шести биографических романов Александра Ливерганта, героями которых стали Киплинг, Моэм, Уайльд, Фицджеральд, Генри Миллер, Грэм Грин.

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Ася Михеева "Шкатулка секретов" – о книгах: Алексей Иванов. Тобол: много званых. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2017; Алексей Иванов, Юлия Зайцева. Дебри. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2017;

Владимир Губайловский "Мастер эпизода" – о книге: Нелли Воскобойник. Очень маленькие трагедии. Иерусалим, «Rashel Torpusman», 2017;

Геннадий Каневский "Вечно новое удовольствие от законченной мысли" – о книге: Лев Оборин. Смерч позади леса. СПб., «MRP», «Скифия-принт», 2017;

Марианна Ионова "Жаждущий правды" – о книге: Павел Проценко. К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1897 – 1937. М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, «Эксмо», 2017;

Олег Лейбович «…Роясь в сегодняшнем окаменевшем...» – о книге: Полян П. М. Историомор, или Трепанация памяти. М., «АСТ», 2016.

 

Книжная полка Марии Галиной и Владимира Губайловского.

Длинный список премии Просветитель.

В 2017 году премии «Просветитель» исполняется 10 лет. Сотрудники отдела критики и публицистики «Нового мира» знакомят читателей с десятью книгами из длинного списка премии этого года: биолог по образованию Мария Галина (1 — 5) и математик Владимир Губайловский (6 — 10).

Анна Иванова. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. М., «Новое литературное обозрение», 2017, 304 стр. («Культура повседневности»).

Дарья Варламова, Антон Зайниев. С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города. 2-е издание. М., «Альпина Паблишер», 2017, 327 стр.

Ася Казанцева. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. М., «АСТ»; «CORPUS», 2016, 376 стр.

Станислав Дробышевский. Достающее звено (в двух томах). М., «АСТ», «CORPUS», 2017. Книга первая. Обезьяны и все-все-все. 672 стр.; Книга вторая. Люди. 572 стр.

Александр Соколов. Учёные скрывают? Мифы XXI века. М., «Альпина Нон-Фикшн», 2017, 370 стр.

Нелли Литвак, Андрей Райгородский. Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир. М., «Манн, Иванов и Фербер», 2017. 192 стр.

Владимир Савельев. Статистика и котики. [б. м.], Издательские решения по лицензии Ridero, 2017, 124 стр.

Иван Ефишов. Таинственные страницы. Занимательная криптография. М., «Манн, Иванов и Фербер», 2016. 240 стр.

Александр Пиперски. Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского. М., «Альпина Нон-фикшн», 2017. 224 стр.

Максим Франк-Каменецкий. Самая главная молекула: От структуры ДНК к биомедицине XXI века. М., «Альпина Нон-фикшн», 2017. 336 стр. (Серия «Библиотека ПостНауки»).

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

О «мусульманском» и «европейском» кино

Про «Фестиваль мусульманского кино» в Казани. - "...Ну, так и вот: на основании моей, более чем случайной выборки, я убедилась, что «мусульманское кино» существует. Его основная особенность заключается в том, что какие бы проблемы ни мучили главных героев: будь то страдания туарегской принцессы, которая в Париже – «городе белых людей» – переспала с принцем из соседнего племени и теперь сидит дома и грустит-ждет, когда же он зашлет сватов («Обручальное кольцо», режиссер Рахмату Кейта, Нигер), или проблемы нищего мальчика, сына исправившейся блудницы, который хочет ходить в школу, а его не берут («Глиняное королевство», режиссер Биджон, Бангладеш); проблемы казахской семьи, репатриировавшейся из Афганистана и с трудом приживающейся на вновь обретенной Родине («Оралман», режиссер Сабит Курманбеков, Казахстан), или турецкого «чудика», который вместо того чтобы заготавливать сено или работать на шахте, таскается по горам в поисках золота и дрессирует быка для участия в местной корриде («Холод Каландара», режиссер Мустафа Кара, Турция), любые проблемы волшебным образом разрешаются, как только в кадре появляется мулла или мечеть, или просто кто-то с верой произносит: «Не думай так много, Аллах позаботится о тебе»..."

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составитель А. Василевский)