Пример

Prev Next
.
.

Сергей Костырко представляет 3-й номер «Нового мира» за 2018-й год: о прозе Леонида Юзефовича, Олега Хафизова, Сергея Шаргунова, эссе Вл. Новикова, пьесе Глеба Шульпякова...

 

ПРОЗА

Леонид Юзефович. Маяк на Хийумаа. Рассказ

Рассказ об энергетике исторического мифа и о реальности, которая за мифом, а также – о метафизике самого процесса исторического исследования, в данном случае – исторических штудий писателя, написавшего документальный роман о бароне Унгерне.

Вл. Новиков. День рождения мысли. Из новой книги

Вл. Новиков как Мишель Монтень («Мы – в пространстве тестаментального дискурса», «Время договаривать до конца, подводить черту, стягивать в узел») и одновременно – как Ларошфуко, то есть в написании своих «Опытов» Вл. Новиков стремился к предельной краткости и выразительности. Цитаты: «МОЙ РЕАЛИЗМ. Перестал думать о том, каким должен быть мир, и начал интересоваться тем, каков он в действительности. И жить сразу стало интереснее. И еще: сказать себе самому всю правду о себе (написать это невозможно – сойдешь с ума), а потом думать и писать относительно этой правды, постоянно имея ее в виду»; «ЧТО ТАКОЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ. «Может быть, то, что я говорю, покажется парадоксальным…» После такого предисловия обычно следует жуткая банальность. Парадоксальность не бывает предсказанной. Она не кокетлива, собою не любуется и наивно считает себя очевидностью».

Олег Хафизов. Тимур и дедушка Хафиз. Предание

Историки спорят о том, почему Тамерлан, разгромив Золотую Орду и начав в 1395 году завоевание Руси, вместо того чтобы после сожжения Ельца двинуться на Москву, вдруг развернул войска и ушел на юг. Своя версия – у постоянного автора «Нового мира» Олега Хафизова, точнее, не своя, а его (О. Хафизова) рода, одного из древнейших на Востоке (подарившего мировой культуре, например, великого Хафиза) и, соответственно, имевшего через представителей своего рода непосредственное отношение ко многим историческим событиям, в том числе и к несостоявшемуся походу на Москву. Автор рассказа на всякий случай провел свое историческое расследование (оно также содержится в тексте), и расследование это никак не опровергает фамильное предание рода Хафизовых.

Сергей Шаргунов. Поповичи

Рассказ о детстве, которое повествователь проводил в компании «поповичей», детей священников, и о том, как эта специфическая форма детского родства сохранилась на всю жизнь.

Глеб Шульпяков. Батюшков не болен. Одноактная пьеса в 4-х сценах

Сцены, в которых Батюшков предстанет перед читателем пациентом клиники для душевнобольных, – попытка заново «собрать» образ поэта из его безумия; автор исходит из шекспировского «У всякого безумия своя логика».

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Андрея Таврова «Блейк», Евгения Кремчукова «Воздушные грибницы», Андрея Василевского «Ложка есть», Александра Шаталова «Над обнищавшей рекой», Олега Шатыбелко «[Быть Д. Сэлинжером] и другие тексты»,

Александра Климова-Южина «С улыбкою назад»

«…Ухнет колун и со скрипом развалится

Мёрзлый чурбан, отвалившись к дровам,

А с половинки хоть обухом станется,

По четвертинке – как раз пополам.

Это зима заставляет нас двигаться,

Вышел из дома – без дела не стой;

То-то поленница щерится, дыбится,

Так-то мороз согревает зимой.

Это в наследство нам севером дадено,

Что ничего просто так без борьбы:

Газ провели, ишь поленьев навалено…

Плечи уставшие, дым из трубы».

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Виктор Гофман. Река убегает. Вступительное слово Михаила Синельникова

«Шестидесятипятилетний поэт прошел долгий путь самосовершенствования. Крупицы поэзии внезапно искрились, вспыхивали в строчках самых ранних стихов Гофмана, но в произведениях последнего десятилетия его творчество несравненно возвысилось и раскрылось, быть может, несколько запоздало, но блестяще», – М. Синельников.

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Александр Куляпин, Ольга Скубач. Время героев: подвиг в советской литературе и культуре

О культе «подвига» и «героя» как идеологических феноменах советской культуры и о трансформации этих концептов в разные периоды советской власти: о механике создания «героев», о социальной психологической подоснове «подвига» и т. д. Цитата: «Советский человек обречен испытывать чувство вины – перед Родиной, государством, партией. Ни один обитатель СССР, сколь бы идеологически-правоверен и граждански-законопослушен он ни был, не способен освободиться от долговых обязательств перед Отчизной: как бы много он ни давал стране, она всегда требует больше. Здесь все несовершенны, все – преступники, все достойны кары; этим самоощущением обусловлена радостная готовность претерпеть любое наказание, вплоть до смерти».

Сергей Эрлих. Как помнить будущее? Память, идентичность и этика информационной цивилизации

Ситуация, из которой исходит автор статьи, может быть описана так: мы-сегодняшние так до конца и не осознали, что живем в реальности уже нового постиндустриального мира, контуры которого почти не различаем и в котором ориентируемся с помощью «навигационных приборов» закончившейся эпохи, закончившейся окончательно. В частности это касается нашего обращения с понятием «национальное государство», «капитализм», «народ» и других.

 

ОПЫТЫ

Александр Ливергант. Гилберт Кит Честертон: Оптимист. Везение

Эссе о Честертоне как о человеке всю жизнь «не страдавшим ни самонадеянностью, ни унынием, которые считал смертным грехом».

 

КОНТЕКСТ

Василий Авченко. Геофизик в седле. Писатель Олег Куваев как горный инженер человеческих душ

О Куваеве-геологе по его автобиографическим заметкам и письмам, по воспоминаниям коллег и по служебным документам – своеобразный вариант бытового подстрочника к роману «Территория»

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Жолковский. Стойкое обаяние «Двух капитанов»

Об одном из лучших советских романов – «Каверину прекрасно удалось скрещение советского героя с самим автором и его любимыми книжными ценностями, так что ДК был заслуженно награжден как Сталинской премией, так и читательской любовью нескольких поколений, включая послесталинские и отчасти постсоветские. Значит ли это, что покаянному пересмотру ДК у позднего Каверина так и не нашлось места?» (словосочетание «покаянный пересмотр» романа употреблен Жолковским в том значении, в каком оно обычно воспроизводится при сравнении «Студентов» Трифонова с его же «Домом на набережной»).

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Сергей Костырко «Выйти за рамки» – о книге: Ксения Букша. Рамка. Роман. М., «АСТ (Редакция Елены Шубиной)», 2017;

Анаит Григорян «(Не)достоверность мифа» – о книге: Алексей Винокуров. Люди Черного дракона. М., «Э», 2017;

Марк Липовецкий «Веселая наука, или «Для кого не страшны ураганы…» – о книге: Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля. Комментарии Ильи Бернштейна, Романа Лейбова, Олега Лекманова. Статьи И. Бернштейна, Р. Лейбова, О. Лекманова, М. Свердлова, Г. Ельшевской, М. Терещенко. Составление и оформление серии Ильи Бернштейна. М., «Издательский проект “А” и “Б”», 2017;

Кирилл Корчагин «Движение к самому внутреннему из тел» – о книге: Евгения Суслова. Животное. Нижний Новгород. «Красная ласточка», 2016;

Виктор Есипов «О шифрованных строфах "Евгения Онегина", проблеме десятой главы и природной аномалии 1824 года» – о книге:

В. А. Кожевников. Избранное. Статьи. Переводы. Комментарии. М., «Нестор-История», 2017.

 

КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

Удивительная история!

«100-летие Великой Октябрьской Социалистической революции – замотали. Обычный рабочий день. Ни тебе торжественных заседаний, ни салюта, ни демонстраций. По телевизору, правда, показали два сериала про то, что революцию делают амбициозные демоны на деньги иностранных правительств, а в кино... Кино отозвалось на великое 100-летие разве что парой лирических эпитафий дому Романовых: злополучная «Матильда» Алексея Учителя и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. «Мешок без дна» – первый дошедший до сколько-нибудь широкого зрителя полнометражный фильм 73-хлетнего режиссера, который был безоговорочно признан гением еще в 60-е годы, во ВГИКе. Но ему не везло». «"Мешок без дна" – фильм про кончину Российской Империи, мистическим образом подоспевший аккурат к юбилею. Мне странно, что никто из рецензентов не интерпретировал картину подобным образом. Да, конечно, «Мешок без дна», как и прочие ленты Хамдамова – стопроцентный арт-хаус, затейливое сцепление самодостаточных и до боли прекрасных образов, иллюстрирующих грезы художника-визионера. Но при этом все его картины (за вычетом, может быть, юношеской «иностранной» новеллы «В горах мое сердце» по мотивам рассказа Уильяма Сарояна) имеют самое непосредственное отношение к печальной красоте обрушившейся Империи».

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

Рената Гальцева. Раздвоение авторской мысли

Полемические заметки по поводу трактовки мифа Сизифа в статье В. В. Варавы «Седьмой день Сизифа» («Новый мир» № 12, 2017)

 

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составитель А. Василевский)