Пример

Prev Next
.
.

Ирина Роднянская. Движение литературы в 2-х томах. Москва, "Языки славянских культур", 2006.

От автора. Настоящая книга формировалась в течение четырех последних десятилетий преимущественно как повременные наблюдения за текущей отечественной поэзией и прозой. Однако мною как литературным критиком руководила непреходящая потребность соотносить эти свои наблюдения с классическими именами ХIХ и ХХ столетий (без какового включения в «большое время» анализ текущего потерял бы для меня смысл), а также — с философско-идеологическими мотивами и филологическими идеями, находившимися в обороте заодно с современной мне литературной продукцией. Состав и структура книги, надеюсь, отражают разнонаправленность и единство интересов ее автора.

Моя неизменная благодарность — другу и постоянному собеседнику, философу Ренате Александровне Гальцевой, в соавторстве с которой написаны, в частности, два представленных в двухтомнике текста; Сергею Георгиевичу Бочарову, к чьим советам я прислушивалась и чья филологическая работа представлялась мне ориентиром; филологу и критику Михаилу Юрьевичу Эдельштейну, помогавшему мне в структурировании книги; сыну известного стиховеда Ярославу Александровичу Квятковскому, принявшему участие в технической подготовке рукописи; наконец, давним и нынешним сотрудникам журнала «Новый мир», на страницах которого находило первоначальное пристанище многое из того, что теперь входит в книгу.

При чтении прошу заметить, что разрядка в цитатах принадлежит автору книги, а курсив — авторам цитируемых отрывков.

Электронная версия данного издания является собственностью издательства и Ирины Роднянской. Распространение без согласия обоих владельцев копирайта запрещается.

Сайт Фонда "Новый мир" благодарит издательство "Знак. Языки славянских культур" и лично Алексея Кошелева, а также Ирину Роднянскую за разрешение выложить электронную версию книги на нашем сайте. Использование книги разрешается только в некоммерческих целях. Для того чтобы разместить книгу в электронной библиотеке или любом другом публичном доступе необходимо разрешение обоих владельцев копирайта.

 

СКАЧАТЬ Ирина Роднянская. Движение литературы. Том 1 [PDF]

СКАЧАТЬ Ирина Роднянская. Движение литературы. Том 2 [PDF] 

 

ТОМ ПЕРВЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ТОМА
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Беседа с автором о профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ЧАСТЬ I. ОТ ПУШКИНА И ГОГОЛЯ ДО
ПЛАТОНОВА И ЗАБОЛОЦКОГО

Пропущенное звено в разговоре о назначении поэта. . . 19
Поэтическая афористика Пушкина и идеологические понятия наших дней. . . . . . 29
Герой лирики Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Демон ускользающий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Развязка «Женитьбы», или Чему смеемся? . . . . . . . . . . . . 90
«Братья Карамазовы» как завет Достоевского . . . . . . . . 124
Общественный идеал Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . 143
«Белая Лилия» как образец мистерии-буфф:
К вопросу о жанре и типе юмора пьесы Владимира Соловьева . . . .. 164
Трагическая муза Блока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Глубокая борозда: Константин Случевский: через голову Серебряного века . . . . .. 214
Лирический образ вещи в поэзии двадцатого века . . . 229
Свободно блуждающее слово: К философии и поэтике семантического сдвига . . .. 250
Возвращенные поэты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
«Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов . . .. 299
«Сердечная озадаченность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Единый текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361

ЧАСТЬ II. О ДВИЖЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ
О беллетристике и «строгом» искусстве . . . . . . . . . . . . . 377
Встречи и поединки в типовом доме . . . . . . . . . . . . . . . 405
Между
Конец занимательности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
В зоне непредвиденного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
Гипсовый ветер: О философской интоксикации
в текущей словесности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
Между
Расслоение романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Гамбургский ежик в тумане: Кое-что о плохой хорошей литературе . . . .501
Персоналии
Образ и роль (Андрей Битов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
Преодоление опыта, или Двадцать лет странствий (Андрей Битов) . . . .  551
Новые сведения о человеке (Андрей Битов) . . . . . . . . . 572
Этюд о начале (Андрей Битов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
Незнакомые знакомцы (Владимир Маканин) . . . . . . . . 599
Сюжеты тревоги: Маканин под знаком «новой жестокости». . . . . . . . . . 635
Уроки четвертого узла (Александр Солженицын). . . . . 657
Род людской (Борис Екимов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 667
Марс из бездны (Олег Ермаков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 675
Жизнь врасплох (Ольга Шамборант) . . . . . . . . . . . . . . . 688
Жизнь реальна, как рубашка (Евгений Гришковец). . . 702

 

ТОМ ВТОРОЙ

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ТОМА
ЧАСТЬ Ш. О ДВИЖЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ
Поэзия паузы: Предчувствия и память . . . . . . . . . . . . . . . 9
Назад — к Орфею!. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Персоналии
В чем победа? (Белла Ахмадулина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Поэт меж ближайшим и вечным (Александр Кушнер). . 90
1. Под знаком согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
2. Под знаком расхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
3. P. S. «Ворсистый смысл». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
«И много ль нас, внимательных, как я…» (Александр Кушнер) . . . . .114
И Кушнер стал нам скучен... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Стальная водица в небесном ковше (Олег Чухонцев) . 142
Горит Чухонцева эпоха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Вязь и грань (Владимир Леонович) . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Не на виду (Светлан Семененко). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Нам с музыкой голýбою… Бард Фред Солянов . . . . . . . 179
Здесь и там (Олеся Николаева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Внятная речь (Дмитрий Быков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
По поводу Ольги (Ольга Иванова) . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
ЧАСТЬ IV. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
Помеха — человек: Опыт века в зеркале антиутопий . 219
Между
Европейский интеллектуал:
Конфронтация с миропорядком и ее пределы . . . . 247
Русский западник сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Персоналии
Роман платежных ведомостей (Бертольт Брехт) . . . . . . 268
Два лица Станислава Лема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
«… И к ней безумная любовь…» (Виктор Пелевин) . . . 289
Этот мир придуман не нами (Виктор Пелевин) . . . . . . 298
Свято место правее Чубайса (Юлия Латынина). . . . . . . 315
Ловцы продвинутых человеков (Хольм ван Зайчик) . . 326
Оглашенная в Лавре (Елена Чижова). . . . . . . . . . . . . . . 338
ЧАСТЬ V. ФИЛОЛОГИЯ И ФИЛОЛОГИ
Язык православного богослужения
как препятствие к раскультуриванию современной России . . . . . . . . . . . 351
Между
Христианство и культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Светская и религиозная гуманитарная мысль — в аспекте словесности . . . . . 367
Слово и «музыка» в лирическом стихотворении . . . . . . 373
Персоналии
«Говоря ненаучно…» (Сергей Аверинцев) . . . . . . . . . . . 420
Философская «собака, зарытая в стиле» (Сергей Бочаров) . . . . . . . . . . . . . . 433
Идея «жизни» и лицо художника (Петр Палиевский) . 448
«Освобожденный пленник…»:
Эпизод обсуждения книги Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным» . . . .  455
Дерзости и заскоки Вл. Новикова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Бахтин о Достоевском: несколько замечаний . . . . . . . . 468
Об А. П. Квятковском — ученом и поэте . . . . . . . . . . . . 473
Школа Александра Квятковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Вместо послесловия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Список первых публикаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505