Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

«Антонина, ты проснулась на неведомой планете».

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3273
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В качестве самостоятельной дисциплины психология молода, однако имплицитно в религии и искусстве она существовала испокон века. И по-прежнему нередко фильм или книга способны легче пробиться к нашему пониманию самих себя, нежели учёная речь профессионалов. Фильм Григория Никулина-младшего "Антонина обернулась", прошедший, кажется, совершенно незамеченным, представляется мне именно таким психологическим исследованием средствами кино, позволяющим угадать собственное отражение в зеркале персонажа. Созданный по сценарию Ивана Вырыпаева, фильм несёт отчётливый отпечаток этой яркой личности.

Вырыпаева привлекают моменты сомнения и потерянности в жизни человека, пропасти отчаяния и одиночества, некие паузы бытия, нырнув в которые, как в котёл с кипящим молоком, каждый имеет шанс переродиться. Или погибнуть. Его герои останавливаются, словно неожиданно очнувшись от механического сна реальности, и пытаются найти самих себя, дистиллировать нечто неповторимое из смеси собственных обязанностей и привычек. Эта заминка чревата смертельной опасностью: герои «Эйфории» и «Кислорода» погибают, осознав себя. А вот Антонине сценарист даёт шанс растождествиться с собой прежней, оглянуться на себя вчерашнюю и вынырнуть из кипятка мучительной самоидентификации к новому периоду собственной жизни.
«Кризис среднего возраста», стискивающий человека между уже взрослыми самостоятельными детьми и ещё вполне активными родителями, весьма затянулся в современном обществе, где условия жизни благоприятны, а медицина поражает всё более высоким уровнем. Может показаться, что Антонина поздновато осознала безвозвратность молодости, но просветления приходят тогда, когда приходят: биологический возраст сам по себе не приближает понимания истины. Эра Зиганшина создала удивительный образ великовозрастного ребёнка: её упрямые глаза и трагический рот по-прежнему напоминают Маленькую Разбойницу из «Снежной Королевы» моего детства.
Мы застаём Антонину в тягостный момент, когда ей вдруг становится ясно, что пустить свою судьбу по другим рельсам уже не удастся, а ощущения того, что отпущенное время она потратила с толком, нет и в помине. Ей кажется, что она прожила не свою жизнь, а всё, что наполняло её существование прежде, представляется случайным и ошибочным, с чем нужно как можно скорее расстаться. Мужу, с которым она прожила многие годы, в ответ на его встревоженные расспросы Антонина спокойно отвечает: «Ничего не случилось, просто я вас не люблю. Не люблю тебя, не люблю нашу дочь, не люблю мать». Просто так говорит, без надрыва. Констатирует. Не «разлюбила», а никогда не любила, приняла одно чувство за другое, вернее, приняла долг за чувство. И признаётся: «Я не всё тебе говорила». Не в смысле – скрывала, обманывала, а просто не всё говорила. А он поражается: «Как это возможно?», - потому что и он привык считать жену частью самого себя, а не самостоятельным человеком.
Антонина искренне пытается вербализировать происходящее с ней перерождение, а муж (Сергей Дрейден) слышит только слова, не различая таящихся за ними смыслов. Как психиатр, он претендует на единственно правильное толкование её сновидения. Но как человек, с которым не случилось того, что накрыло его жену, он не может понять, что её состояние – это не усталость, и не капризы, а просто новый уровень осознания бытия. Ключом к этому озарению является сон Антонины, в котором она видит себя другой, несостоявшейся. Ей суждено пережить и принять ужас открывшегося, а её милый, образованный и любящий муж разбивается об эту стену. Сначала он просто отмахивается от её фантазии. Но потом, анализируя элементы видения согласно психологическим клише, представляет жену в сером и будничном, тогда как сама она видит себя в алом бальном наряде. Героиня «Эйфории» (первого фильма Вырыпаева), как и феллиниевская Джульетта, тоже ходит в красном. В таком контексте этот яркий цвет воспринимается не столько символом нерастраченной чувственности, сколько надрывным криком о помощи, незаданным вопросом, упрёком к неоправдавшему ожидания бытию. Муж Антонины не слышит этого вопля и восстанавливает её видения согласно собственным представлениям. Но даже в обесцвеченном виде эта полугаллюцинация-полумечта сражает его.
В фильме не педалируется тема моральной ответственности Антонины за смерть мужа, однако его внезапный уход наводит на такие мысли. Сцена его неожиданной кончины достойна Майринка. Юная, одетая в белое девушка-иностранка (поскольку, конечно же, милосердная Смерть не говорит на языке, понятном живым!) освещает ему поднимающуюся к горизонту дорогу к остановке, которая - «там». Отверзание очей души может оказаться гибельным не только для самого человека, но и для его близких.
Заканчивается фильм так же, как начался. В начале казалось, что на усыпанном цветами лугу сидят двое детей – наверное, Антонина и её муж, с которым они были знакомы с детства. А в финале мы ясно видим, что это сильно постаревшая Антонина со своей внучкой, в душу которой она пытается заронить крупицы того знания, которое может ей понадобится, если когда-нибудь девочке тоже случится «обернуться». Меж тем родители умиляются, как бабушка и внучка беседуют о пустяках. Этот умиротворяющий эпилог сумбурной истории о поисках себя можно прочесть по-разному. Отказалась ли Антонина от своей алой химеры? Смирилась ли с неизбежной старостью? Или обрела гармонию с собой и с миром и больше не задаёт вопросов, а отвечает на них сама?
Мне представляется, что Антонина выполнила свой жизненный урок. Она больше не стремится по-детски быть центром внимания, ей удалось выпустить на свободу своего обиженного «внутреннего ребёнка», и теперь она может позволить себе быть старшей, хотя бы по отношению к собственной внучке. Антонина говорит девочке очень странную фразу: «Моя дочь решила, что она – твоя мама, а тебе ещё предстоит решить, мама ли она тебе». Эта парадоксальная сентенция, которую вряд ли поймёт малышка, обращена Антониной к самой себе: всё её смятение закончилось, и теперь она точно знает, что её личность не исчерпывается семейными и социальными ролями, которые ей довелось исполнять в этой жизни.
Фильму предпосланы слова молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, избави мя от всякого неведения и забвения» - как призыв принять открывающееся знание об устройстве не только Вселенной, но и своей собственной жизни, каким бы горьким это знание ни было.

Комментарии

«Кто выйдет эту роль сыграть всерьёз, того ещё не зная»
В истории каждой страны есть такие периоды, к которым бесконечно возвращается национальное сознание в поисках самоидентификации: это события, расколовшие народ и отрезавшие пути к прежнему. Для нас та...
Привидение в кресле
Есть фильмы, которые обсуждают все. Они могут нравиться или раздражать, но никогда не будут пропущены. И есть другие произведения, не находящиеся на пике общественного внимания, но вызывающие на глубо...
Ноль должен быть равен ста процентам! Гиллиам и Пелевин
Идеи путешествуют по человеческим мозгам совершенно непостижимым образом. Нередко бывает, что никак не связанные друг с другом произведения начинают резонировать в нашем сознании с такой силой, что ка...
Приквел «Властелина колец»
Почти сорок лет назад в новозеландском поезде ехал мальчик. Портативных гаджетов тогда ещё не изобрели, и мальчик читал толстую книгу. Описанный там мир совершенно заворожил его, и он решил – когда вы...
«Полголовы – яд, полголовы – свет»
Последние произведения больших мастеров окружены особой аурой. Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» не отпускает меня, заставляя снова и снова размышлять над прощальным посланием режиссёра – миру, б...
Время жить
Жизнь фильмов, как правило, эфемерна. Сильно привязанные к моменту создания не только культурным контекстом, но и техническим уровнем, произведения десятой музы быстро устаревают, безумно ускоряющееся...
«И на дне, и на поверхности сна»
В одном из интервью Ивана Вырыпаева упрекнули в том, что его фильмы проваливаются в прокате. Режиссёр хладнокровно парировал, что продюсеры, может быть, и несут убытки, но ведь есть ещё и Интернет. До...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Доверие
Недавно мне случайно попался фильм, который в своё время был раскритикован настолько, что его даже номинировали на приз «Золотая малина» как худший римейк: «Сладкий ноябрь» 2001 года основан на более ...
Искоренение женственности
Викторианская эпоха по-прежнему зачаровывает английское сознание. Неоспоримым доказательством тому служит хотя бы “Шерлок Холмс” с Робертом Дауни-младшим в заглавной роли, где неоготический Лондон вир...
oxyelite pro