Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form
Светлова Ирина

Светлова Ирина

Светлова Ирина критик, киновед, кандидат искусствоведения
Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Пробуждение

Фильм «Весна, лето, осень, зима и снова весна» (2003), пожалуй, самое светлое произведение южнокорейского режиссёра Кима Ки Дука, в котором он рассказывает буддийскую притчу об этапах становления человеческой души. Времена года во всех культурах традиционно ассоциируются с последовательными фазами жизни человека, которые являются ступенями духовного пути. Каждому этапу человеческой жизни присущи свои законы, и дорога к истинному пониманию лежит через ошибки и заблуждения. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Персонифицированное зло

Книга юнгианского аналитика Сильвии Бринтон Переры "Комплекс козла отпущения" посвящена исследованию мифологических и психологических аспектов коллективной Тени и вины.  
В обыденной речи "козлом отпущения" называют человека, на которого окружающие списывают все грехи, идентифицируя его с абсолютным злом. Тем самым все остальные чувствуют себя очищенными от чувства вины. Корни этого понятия восходят к первобытным культурам, где посредством изгнания персонифицированного зла достигалось ежегодное обновление сообщества. Подобный обряд был главной составной частью иудейского нового года Йом-Киппур, а также встречался во многих древних культурах и подробно описан Джорджем Фрезером и другими антропологами. 

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Алхимическая свадьба

С глубокой древности существовали истории странствий, герои которых отказывались от ценностей суетного мира, стремясь обрести свою истинную суть. Гильгамеш и Одиссей были одними из первых литературных персонажей, которые отправились в путь на поиски самих себя. В этом смысле тунизийский режиссёр Насер Хемир в своём поэтическом фильме «Баба Азиз» («Дед Азиз») пересказывает вечный сюжет о мистическом путешествии за пределы обыденности. Главные герои этой суфийской притчи появляются в ткани фильма ниоткуда – они выбираются из своих укрытий после песчаной бури, словно пробуждаясь от долгого сна, и продолжают путь, о начале которого мы пока ничего не знаем.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Пророчица, которой никто не верил

На протяжении всей истории европейской цивилизации древнегреческая мифология не переставала вдохновлять мыслителей, художников, писателей, находивших в ней бесконечный материал для размышления. Психология, оформившаяся в самостоятельную дисциплину в конце XIX века, унаследовала этот интерес, увидев в мифологических персонажах архетипическое содержание, отражающееся в поведении человека любой эпохи. В своей книге "Комплекс Кассандры" юнгианский психолог Лори Лэтон Шапира исследует древнегреческий миф о пророчице, которой никто не верил, в контексте современного взгляда на истерию. Несмотря на то, что в последнее время истерия больше не считается распространённым диагнозом, это заболевание по-прежнему существует и поддаётся клиническому описанию. По мнению Лори Лэтон Шапира, истерический паттерн, связанный с комплексом Кассандры, характеризуется амбивалентным поведением и заметным расщеплением личности, защищающейся от негативного материнского комплекса. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Психология зависти

Феномену зависти посвящено в психологии не очень много работ. Книга профессора Евгения Ильина «Психология зависти, враждебности, тщеславия» восполняет этот пробел, рассматривая весь спектр проблем, связанных с завистью и пограничными с ней явлениями ревности, враждебности, тщеславия. 

В древнегреческой мифологии Зависть является родной сестрой богини победы Ники. Таким образом, это чувство знакомо людям с глубокой древности. Венера из зависти преследует Психею, Прометей вызывает зависть богов, сотворив человека. Зависть известна и из древнейших библейских сказаний: первое убийство совершается потому, что Каин позавидовал благосклонности Бога к его брату Авелю; братья Иосифа из зависти к его способностям продают его в рабство; Саул из зависти преследует Давида, а фарисеи – Христа.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Взгляд бездны

Фильмы, как и любые произведения искусства, могут быть плоскими и прозрачными, раскрывающимися с первого взгляда, или многослойными, проявляющими свои коннотации лишь при вдумчивом анализе. Среди последних есть совсем редкая категория фильмов, которые можно «читать», применяя разные культурные коды. Такие фильмы не грех и пересмотреть.

Явление двойника – событие тревожное, а иногда и гибельное для личности. Не всегда «тень» доброжелательно относится к своему хозяину. Парадоксальность фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» по одноимённому роману Чака Паланика в том, что главный герой долгое время «не узнаёт» свою вторую личность, воспринимая его как другого человека.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Гадкий утёнок

Раны, нанесённые в прошлом, никогда по-настоящему не заживают: человек просто приучается жить с ними, как привыкает хромать одноногий или передвигается на ощупь слепец, он осваивается со своей болью и убеждает себя, что больше не чувствует её, чтобы жить дальше. Миртл Даннедж (Кейт Уинслет), героиня австралийского фильма "Портниха" Джослин Мурхауз, снятого по одноимённому роману австралийской писательницы Розали Хэм, настолько преуспела в искусстве игнорировать свою травму, что смогла извлечь пользу из своего насильственного выдворения из маленького провинциального городка Дангатар и стала великолепной портнихой, способной преобразить любую, даже самую невзрачную женщину.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Зависть - сестра Победы

Для того, чтобы успешно лгать другим, надо сперва научиться обманывать себя. Не так уж трудно возвести непроницаемый частокол лжи вокруг своей личности, используя вычитанные истории в качестве фрагментов собственной судьбы, чтобы прикинуться кем-то другим, –  трудно уследить за тем, чтобы эта, так тщательно построенная призрачная стена не дала трещин, сквозь которые сможет просочиться правда. Англо-ирландский фильм по роману южноафриканской писательницы Шейлы Кохлер так и называется: «Трещины» (2009, режиссёр Джордан Скотт). Главная героиня фильма, мисс Джи (в блестящем и безжалостном исполнении Евы Грин) живёт в выдуманном мире собственных фантазий, что – до поры, до времени – даёт ей возможность купаться в восхищённом преклонении своих наивных учениц – воспитанниц религиозной школы Святой Матильды.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Сквозь мутное стекло

Мы, наверное, сошли бы с ума, если бы могли сосредоточиться на мысли о том, насколько зыбки наши представления об окружающем нас мире. Обыватель игнорирует непонятное. Учёный формулирует всё новые законы, чтобы хоть как-то приспособить непостижимую вселенную к насущной человеческой жажде понимания. И лишь художник в состоянии созерцать мир, не предпринимая бесплодных попыток его осмысления. Он наблюдает за ним «сквозь мутное стекло», зная, что его взгляд – не более чем один из бесконечного множества вариантов отражения так называемой реальности. В фильме «Климт» (2006, режиссёр Рауль Руис) жизнь австрийского художника символиста Густава Климта (Джон Малкович) представлена как видение, промелькнувшее перед угасающим сознанием умирающего. Сила воображения художника столь велика, что его сны проглядывают «с той стороны зеркального стекла», и именно туда, за мерцающую, непреодолимую для других грань уходит он к своим образам. Как только события начинают казаться нам особенно бессвязными или абсурдными, режиссёр напоминает, что его герой в это самое время без движения лежит на смертном одре. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Гулливер в стране еху

Бельгийский живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949) прожил очень долгую жизнь, оказал влияние на становление экспрессионизма и символизма в искусстве, на склоне лет был принят в Королевскую академию Бельгии и даже получил титул барона. Однако при жизни художника его образы казались публике и критикам вызывающими и непонятными. Сегодня большинство его произведений рассеяно по частным коллекциям, и представление о его творчестве можно составить только по собраниям бельгийских музеев в Брюсселе, Антверпене и в родном городе художника – Остенде.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Непослушные вещи

Поклонники ранних фильмов Никиты Михалкова наверняка много раз пересматривали «Механическое пианино». Смотрится фильм и сегодня, хотя совсем по-другому, чем 40 лет назад. Уже почти не обращает на себя внимания эскейпизм авторов, их настойчивое желание уйти как можно дальше от невыносимого загнивания «развитого социализма». Меньше, чем современных фильму критиков, сегодня волнует и проблема достоверности быта и характеров, а также допустимости вольного обращения с ранней, незаконченной пьесой Чехова. Остался фильм, такой, какой он есть, вне исторического и художественного контекста, с тонкими переливами настроений и неизбывной тоской, не приписанной ни к какому определённому государственному строю, с изумительной и по-прежнему волнующей игрой завораживающе молодых Александра Калягина, Елены Соловей, Юрия Богатырёва, самого Никиты Михалкова.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Теофагия

«Почему аборигены съели Кука? – Чтоб сильным, смелым, добрым стать, навроде Кука!» Именно такая история приключилась с героинями фильма датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон» (2016). Манекенщицы Сара и Джиджи до рези в глазах позавидовали естественной красоте и неожиданному успеху на подиуме юной провинциалки Джесси (Эль Фэннинг) и решили, что есть очень простой и действенный способ не только избавиться от непрошеной соперницы, но и завладеть её неповторимым очарованием: съесть её.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Было у отца три сына

Первые кадры фильма «Судья» (США, 2014, режиссёр Давид Добкин) опосредованно представляют нам главных героев истории: очки судьи Палмера, бейсбольная бита его старшего сына Гленна, камера младшего Дейла и гортензии матери словно перечёркиваются динамичным планом огромного города, грандиозный масштаб которого акцентирован видом сверху. Это территория среднего брата, Генри Палмера, вырвавшегося из затхлого провинциального Карлинвилля, где и через сто лет ничего не изменится, и ставшего одним и самых высокооплачиваемых адвокатов Чикаго. Единственное событие могло заставить его вернуться туда, где всё причиняет ему боль, – смерть матери. Череда сдержанных реплик, игра взглядов дают нам понять, насколько запутан тот гордиев узел отношений, который Генри пытался раз и навсегда разрубить своим отъездом, больше похожим на бегство; как велика глубина того, о чём тут не говорят, стараясь избегать травмирующих воспоминаний, но тем самым, лишая друг друга возможности примириться.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Пасмурный мир Леона Спиллиарта

Из ранних рассказов Виктора Пелевина я чаще всего перечитываю «Нику». Лишь в самой последней фразе этой замысловатой истории мы узнаём, что заглавная героиня, от непостоянства которой так страдает рассказчик, на самом деле не его возлюбленная, а – кошка. Однажды, заметив, что Ника пристально глядит в окно, он тихонько встаёт за её спиной, пытаясь понять, на что же она смотрит, и, разумеется, он не в состоянии разгадать её секрет. Картина выдающегося бельгийского художника Леона Спиллиарта «Купальщица» (1910) напоминает мне эту сцену. Девушка и собачка глядят на что-то, находящееся за пределами изображённого. Может быть, там проплывает лодка, может, рыба выскочила из воды или ребёнок бросил камень, от которого расходятся прихотливые круги. Мы этого не узнаем, но совершенно ясно, что, одновременно наблюдая за этим неизвестным нам событием, девушка и собака видят его совершенно по-разному.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Раскрыть свой секрет

За неимением собственной мифологии, американцы любят пересказывать простые вечные сюжеты. Фильм «Мех» (США, 2006. Режиссёр Стивен Шейнберг) – несомненно, ещё одна версия «Красавицы и чудовища», хотя авторы одновременно ведут свою героиню и по пути Алисы в стране чудес. Точно так же, как сказочная Красавица, Диана встречает настоящее Чудовище, изгнанное обществом, преисполняется к нему симпатией, любопытством и, наконец, любовью. И так же, как Алиса, следуя за белым кроликом, она открывает миниатюрным ключиком крошечную дверцу в сад своей мечты.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Кризис самоидентификации

Начиная с конца XVIII века тема двойничества завораживает человеческую мысль. Подвергнув сомнению саму возможность адекватного воспроизведения реальности нашей психикой, философия субъективизма разделила весь мир на два полюса: «Я» и «не-Я», познающее сознание и познаваемую действительность. Однако процесс познания больше напоминал разглядывание своего отражения в гигантском зеркале Вселенной: куда бы человек ни взглянул, всюду он видел антропоморфные формы – ведь мы не можем смотреть на явления мира с точки зрения муравья или летящего в пространстве метеорита. И чем больше человечество отдавало себе отчёт в том, что сами по себе феномены остаются принципиально непостижимой "вещью в себе", тем больше идея мира, как неотличимого двойника человека захватывала писателей и мыслителей.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
«Скудный» мир

Мартин Бубер выделял два типа связей с другими людьми и с самим собой: «Я – Оно», создающий область опыта, и «Я – Ты», порождающий мир отношений. Зона «Оно» обладает массой преимуществ: здесь можно вести безопасное существование, относясь к предметам, явлениям и людям как к объектам. Это не исключает получения знаний, волнующих переживаний и занятий полезной деятельностью. Отношения типа «Я – Оно» организуют жизнь и делают её удобной, безопасной и управляемой, однако они отстраняют людей друг от друга и никогда не адресуются личности во всей её полноте. В мрачной антиутопии греческого сценариста и режиссёра Йоргоса Лантимоса «Лобстер» допускаются только безличные отношения, принадлежащие к практической сфере: все взрослые здесь обязаны жить в паре, неженатое состояние допускается только в специально обустроенных гетто и сроком не более 45-ти дней, в течение которых должна быть образована новая ячейка общества. Тех, кому это по любой причине не удастся, ждёт превращение в животное.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Три возраста любви

В конце 90-х Роберт Стуруа поставил «Гамлета» в Сатириконе Константина Райкина. Спектакль начинался с того, что Гамлет выезжал на сцену в шахтёрской вагонетке из косой штольни, уводящей куда-то далеко вправо. Всю пьесу эта зияющая пустота подземелья играла роль некоего "memento mori", и в финале умирающий Гамлет покидал сцену на этой же вагонетке, возвращаясь в непостижимое небытие, из которого он прибыл в мир. Подобная кольцевая композиция обрамляет и последний фильм Анжелины Джоли «У моря» ("By the Sea"). Ванесса и Роланд приезжают в захолустную гостиницу на берегу Средиземного моря из Нью-Йорка, как мы знаем с их слов, и возвращаются к своей обыденной жизни, как только Роланд завершает свой роман. Несколько недель довольно странного времяпрепровождения – это всё, что мы знаем об этой паре. Рассказы Роланда о том, какой он замечательный писатель и какой выдающейся танцовщицей была Ванесса, мы можем принять на веру, но здесь их никто не знает, и для пожилого хозяина гостиницы они – обычные, в меру чудаковатые постояльцы.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Превращение отца в исчезающий вид

«Превращение отца в исчезающий вид» – так называется одна из заключительных глав книги итальянского психолога Луиджи Зойя «Отец». «Казалось, что вместе с европейской цивилизацией отец завоевал весь мир. Но напротив, во впечатляющем количестве случаев он уже прекратил своё существование.» – К такому неутешительному выводу автор приходит, проанализировав историю становления архетипа отца в европейской культуре, начиная с доисторических времён до сегодняшнего дня. Мифологические образы хранят в себе архетипическое содержание, не теряющее своей актуальности оттого, что реалии древней истории уже давно вышли из обихода. На примерах из древнегреческой мифологии автор прослеживает трансформацию отцовской фигуры в сознании человека: то, как пожирающего своих детей чудовищного Кроноса постепенно сменяет мужчина, берущий на себя обязательство не только породить, но и поставить на ноги своё потомство, обеспечить преемственность поколений. 

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Ничто не является тем, чем кажется

Такая же история случилась с Фаустом: проснулся он как-то утром молодым. Правда, за это он продал душу дьяволу. С героем фильма Ф. Ф. Копполы «Молодость без молодости» профессором лингвистики Домиником Матеем (Тим Рот) это случилось, хоть и не без участия сверхъестественных сил, но не по доброй воле: просто в него ударила молния, и он стал молодеть. Знаменитый румынский писатель и историк религий Мирча Элиаде, по чьей повести снят этот фильм, большой мастер необъяснимых ситуаций. Особенно его завораживает идея обратимости времени. С точки зрения математики, в этом нет ничего невозможного: по любой координате (а время, несомненно, является одной из координат существования материи) теоретически можно двигаться в обе стороны.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Медитация смерти

На протяжении ХХ века тема смерти стала запретной в человеческом сознании. Прежде таковой считалась тема секса, но сегодня мы откровенничаем в этой области значительно больше, нежели позволяет элементарная человеческая стыдливость. А вот смерть и умирание стали казаться чем-то почти непристойным и вытеснены из нашей жизни в потайные уголки больниц и домов престарелых. Современная западная цивилизация зачарована идеей молодости. Внешние признаки старения воспринимаются как нечто непристойное, нуждающееся в сокрытии. Даже поверхностное напоминание об идее смерти становится для нас непереносимым. В этом смысле фильм Джима Джармуша «Мертвец» представляется вышедшим из другой эпохи и из принципиально иного типа мышления. Очевидно, что за годы, прошедшие с момента его создания, мы ни на шаг не продвинулись по указанному им пути.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Возвращение из небытия

С тех пор, как истёк срок действия авторских прав на рассказы о Шерлоке Холмсе, появилось неисчислимое количество новых историй о феноменальном аналитике и его неразлучном друге Ватсоне. Отныне мы можем встретить великого сыщика в разных городах и даже на разных континентах, в разные исторические эпохи; он раскрывает новые преступления, которые порой напоминают сюжеты Артура Конан-Дойла, а иногда не имеют с ними ничего общего.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
«Кажусь я вовсе не тем, кто я на деле»

Главный герой романа Жозе Сарамаго «Двойник» («O Homem Duplicado») - историк, одержимый идеей революционизировать систему преподавания своего предмета: с его точки зрения изучать историю надо от конца к началу, от современности к древности, расшифровывая тем самым происходящее сегодня. Этот второстепенный мотив может стать ключом к фантастической интриге романа и снятого по его мотивам испано-канадского фильма «Враг» («Enemy»).

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Раненый целитель

Грузинско-эстонский фильм «Мандарины», номинировавшийся в этом году на «Оскара» и «Золотой глобус», а также награждённый премией «За лучшую режиссуру» на 29-м Варшавском кинофестивале, воспринимается сегодня остро актуально. Хотя – был ли на протяжении ХХ века – да и вообще в истории человечества! – такой момент, когда подобный сюжет был бы неуместен?! Рассказ об упрямом старике, примирившем двух врагов, больше похож на мудрую притчу, суммирующую тысячелетний человеческий опыт боли и милосердия, нежели на реальный случай из жизни, хотя события фильма отнесены ко вполне определённому военному конфликту – 1992 год, Абхазия.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
«Не отпускай моей руки несчастной»

Нет культуры, народа или исторического периода, когда бы разговор о смерти был лёгким делом. Но для современного человека, воспитанного в основном в материалистических концепциях, эта тема особенно мучительна. Ритуалы поведения, разработанные для этого случая христианством, настолько опустошены навязчивым буквализмом религиозных трактовок, что давно перестали осуществлять функцию моральной поддержки для большинства людей. Щемящий медитативный фильм «Овсянки» Алексея Федорченко по роману Дениса Осокина - это рассказ об онтологическом противостоянии одинокого человека феномену конечности бытия.

http://vostok-ltd.biz задвижки стальные 30с41нж Москва и область;омоложение кожи лица;www.aryahome.ru подарочный набор махровые полотенца