Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Взгляд бездны

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1135
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Фильмы, как и любые произведения искусства, могут быть плоскими и прозрачными, раскрывающимися с первого взгляда, или многослойными, проявляющими свои коннотации лишь при вдумчивом анализе. Среди последних есть совсем редкая категория фильмов, которые можно «читать», применяя разные культурные коды. Такие фильмы не грех и пересмотреть.

Явление двойника – событие тревожное, а иногда и гибельное для личности. Не всегда «тень» доброжелательно относится к своему хозяину. Парадоксальность фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» по одноимённому роману Чака Паланика в том, что главный герой долгое время «не узнаёт» свою вторую личность, воспринимая его как другого человека.

Тайлер Дарден (Брэд Питт) материализуется постепенно. Сначала он мелькает в суперкоротких кадрах, словно мерещась, на считанные мгновения внедряясь в реальность, затем нахально проезжает мимо Джека (Эрвард Нортон) в аэропорту, пока, наконец, не обретает окончательную вещественность в качестве его случайного попутчика. Дальнейшая история раздвоения личности, экстраполяции и персонификации тех черт характера, которых не хватает слабому и раздавленному социальной системой Джеку, могла бы выглядеть, как описание частного клинического случая, если бы не её навязчивая ассоциация с одним древним мифом.

Человек не может не размышлять о цели и смысле своего существования, поскольку по определению он есть способ самопознания Вселенной. Делать это в категориях традиционных религий за последнюю сотню лет стало ощутимо сложнее. Так, всё чаще в произведениях ХХ и народившегося ХХI веков появляется тема двойничества. Однако идея, что надо перестать быть собой, так сказать, выйти из самого себя ради самоосмысления, далеко не является интеллектуальным продуктом современности. Одним из наиболее ярых врагов христианства на протяжении всей его истории был гностицизм. Гностический миф о создании мира гласит, что ради самопознания Господь эманировал некую сущность, которую мы называем Софией или Мудростью, способностью к пониманию. Но чтобы познать что-либо, нужно этот объект не знать. Поэтому София, будучи изначально частью Бога, должна была «забыть» об этом родстве, «заблудиться», «пасть», воспринять себя как множество личностей, и лишь осознав свою отдельность, начать возвратный путь понимания Бога.

Длительный период заблуждения Джека относительно сущности Тайлера Дардена и соответствует периоду забвения Софией своей изначальной связи с Богом. Изгоняя из себя двойника, Джек подсознательно отказывается идентифицировать себя с собственным телом. Он настолько ненавидит навязанный ему материальный мир, пленником которого он себя ощущает, что, как бы исподволь, у него возникает идея бойцовского клуба. Нанесение максимального вреда телу, по его концепции, должно служить укреплению духа, вполне как у средневековых монахов, носивших с аналогичной целью вериги и хлеставших себя плётками. Давая себя избивать, а, изначально, нанося удары самому себе, Джек протестует против ситуации, когда его самоопределение основывается на том, каким его видят другие, а не как он сам себя ощущает. Джек изо всех сил хочет перестать быть тем убогим, управляемым клерком, каким его знают окружающие. Это видимое, ложное «я» древние философы называли «незваным гостем», кем, по сути, и становится Джек, поселившись в доме материализовавшегося продавца мыла Тайлера Дардена.

Осознав свою идентичность с Тайлером, Джек, как истинный гностик, преодолевает иллюзию собственной отдельности. Но гностики, пытаясь постичь самих себя и отрицая собственное тело, стремились найти в себе божественную искру, встать на путь Софии-Мудрости, отыскать возвратный путь к Богу, открыть, что истинная сущность человека – это Сознание. Джек же в результате своего посвящения обнаруживает, что его путь – это Разрушение. Бичуя свою физическую оболочку, он выпускает в мир не духовное существо, а чудовище, одержимое жаждой разрушения как таковой. Следующим шагом Джека становится уничтожение самого материального мира, места заточения душ. Трудно представить себе лучшую иллюстрацию к идее смерти Бога в человеке.

Отказ идентифицировать себя с телом – это, прежде всего, протест против индивидуальной смерти. Джек действительно достигает своеобразного бессмертия. Выстрел в себя уничтожает забравшего слишком много власти двойника, но странным образом не наносит вреда самому Джеку.

Саркастический финал откровенно пародирует традиционные американские happy end’ы: обретя любовь, неловко и нежно взявшись за руки, герои мечтательно смотрят в будущее, широкой панорамой раскрывающееся перед ними, а заодно и перед нами. Это же практически последние кадры чаплиновского «Цирка»! Но только перед ними – не дорога в «прекрасное далёко», а взрывающиеся один за другим небоскрёбы. Подчинённые Джеку бойцы за духовное освобождение сильно смахивают на фашиствующих молодчиков. Познание самого себя оборачивается для Джека заглядыванием в пустоту. Как говорили великие: «Когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя».

Комментарии

«Кто выйдет эту роль сыграть всерьёз, того ещё не зная»
В истории каждой страны есть такие периоды, к которым бесконечно возвращается национальное сознание в поисках самоидентификации: это события, расколовшие народ и отрезавшие пути к прежнему. Для нас та...
Привидение в кресле
Есть фильмы, которые обсуждают все. Они могут нравиться или раздражать, но никогда не будут пропущены. И есть другие произведения, не находящиеся на пике общественного внимания, но вызывающие на глубо...
Ноль должен быть равен ста процентам! Гиллиам и Пелевин
Идеи путешествуют по человеческим мозгам совершенно непостижимым образом. Нередко бывает, что никак не связанные друг с другом произведения начинают резонировать в нашем сознании с такой силой, что ка...
Приквел «Властелина колец»
Почти сорок лет назад в новозеландском поезде ехал мальчик. Портативных гаджетов тогда ещё не изобрели, и мальчик читал толстую книгу. Описанный там мир совершенно заворожил его, и он решил – когда вы...
«Полголовы – яд, полголовы – свет»
Последние произведения больших мастеров окружены особой аурой. Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» не отпускает меня, заставляя снова и снова размышлять над прощальным посланием режиссёра – миру, б...
«Антонина, ты проснулась на неведомой планете».
В качестве самостоятельной дисциплины психология молода, однако имплицитно в религии и искусстве она существовала испокон века. И по-прежнему нередко фильм или книга способны легче пробиться к нашему ...
Время жить
Жизнь фильмов, как правило, эфемерна. Сильно привязанные к моменту создания не только культурным контекстом, но и техническим уровнем, произведения десятой музы быстро устаревают, безумно ускоряющееся...
«И на дне, и на поверхности сна»
В одном из интервью Ивана Вырыпаева упрекнули в том, что его фильмы проваливаются в прокате. Режиссёр хладнокровно парировал, что продюсеры, может быть, и несут убытки, но ведь есть ещё и Интернет. До...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Доверие
Недавно мне случайно попался фильм, который в своё время был раскритикован настолько, что его даже номинировали на приз «Золотая малина» как худший римейк: «Сладкий ноябрь» 2001 года основан на более ...