Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Раскрыть свой секрет

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1761
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

За неимением собственной мифологии, американцы любят пересказывать простые вечные сюжеты. Фильм «Мех» (США, 2006. Режиссёр Стивен Шейнберг) – несомненно, ещё одна версия «Красавицы и чудовища», хотя авторы одновременно ведут свою героиню и по пути Алисы в стране чудес. Точно так же, как сказочная Красавица, Диана встречает настоящее Чудовище, изгнанное обществом, преисполняется к нему симпатией, любопытством и, наконец, любовью. И так же, как Алиса, следуя за белым кроликом, она открывает миниатюрным ключиком крошечную дверцу в сад своей мечты.

Однако, при этом авторы делают вид, что рассказывают реалистическую историю: Лайонел страдает гипертрихозом, редкой наследственной болезнью, при которой происходит избыточный рост волос по всему телу. У него живёт белый розовоглазый кролик. Ключик, для которого Диана должна найти дверцу, Лайонел бросает ей через водопроводную трубу – прозрачный аналог кроличьей норы. А героиня фильма – Диана Арбус – это скандально известный американский фотограф 50-х – 60-х годов. Многие подробности её жизни изложены в фильме очень точно: действительно её отец был хозяином мехового магазина, на самом деле в своём маргинальном творчестве, так раздражавшем чопорную американскую общественность того времени, моделями своими она избирала людей с различными физическими патологиями. Подзаголовком «Воображаемая биография Дианы Арбус» авторы попытались ответить на вопрос, почему красивую молодую женщину могло потянуть к уродам, почему благополучного человека вдруг начинает тошнить от размеренной благопристойной жизни.

Ключом к пониманию концепции авторов, может послужить эпизод, когда Лайонел, как сказочное Чудовище, впервые открывает Диане своё лицо. Чтобы не слишком напугать её, Лайонел протягивает Диане повязку, на которой нарисованы … открытые глаза. Трудно придумать более ясный образ: надо закрыть глаза, настроенные на восприятие материального мира, и отворить мысленный взор, чтобы обнаружить истину. Образ слепого, провидящего суть вещей, предсказывающего будущее и читающего в душах людей, стар, как мир. Лайонел предлагает Диане взглянуть на себя, а заодно и на весь мир закрытыми глазами, взором души, истинным зрением.

Утончённая чувственность фильма возрождает мистическое понимание любви, как воссоединения чего-то, что было прежде единым, но ныне разъединено: мужчина и женщина, красота и уродство. В своём заросшем виде Лайонел напоминает какого-то лешака, фавна или иного лесного духа, не отдельную человеческую личность, а скорее некую силу природы, увлекающую Диану в мир сущностей. Вечные, страдающие глаза врубелевского Пана смотрят на неё из-под лохматой шерсти. Для её родителей, мужа и дочерей Лайонел, с которым Диана пытается их познакомить, кажется экзотической пушной зверушкой, подобной тем бессловесным тварям, на шкурках которых строится семейный бизнес. Но Диана, наделённая истинным видением мира, не может больше участвовать в лицемерном спектакле социального самодовольства. Поэтому так естественно, что она находит себя именно в фотографии, стремясь продемонстрировать людям собственное видение мира.

Раздавленная своими обязанностями дочери, жены, матери, Диана мечтает о творческой самореализации, но не находит вдохновения до встречи с Лайонелом. Десятки отснятых ею плёнок фиксируют только пустые углы и закрытые двери лестничной клетки её дома. Покинув её, Лайонел оставляет Диане альбом для её будущих работ, первой из которых станет его портрет.

Николь Кидман сыграла в этом фильме одну из лучших своих ролей. Её редкая красота, необходимая для создания резкого контраста с чудовищем, дополняется её феноменальной игрой. Она заставляет нас забыть гротескность ситуации и пережить её как некую инициацию, в которой она прозревает истинную сущность бытия. Роберту Дауни-младшему выпала в этом фильме сложнейшая роль: его лицо почти всё время скрыто маской чрезмерной волосатости, и только голос, взгляд и мягкая кошачья пластика создают образ странного, отверженного, но полного любви и нежности существа. Прошедшая мало замеченной в творчестве будущего Железного человека и Шерлока Холмса, роль Лайонела свидетельствует о глубоком драматическом таланте актёра. 

Раскрыв Диане глаза и ненадолго показавшись ей в человеческом облике, чудовище исчезает, растворяется в мире: его уход в море воспринимается не как самоубийство, а как возвращение природного духа в свою стихию, в которой необязательно быть заключённым в определённое тело. Теперь его материальным воплощением становится Диана: она носит накидку из его «меха», прячась от мира в тот облик, в котором ей явилась любовь, вдыхает последнее дыхание его жизни, сдувая матрас, надутый Лайонелом для неё. Реальная Диана Арбус покончила с собой, не справившись с очередной из своих многочисленных депрессий. С героиней фильма этого не происходит, вместо неё мир покидает её проводник. Сама же она перерождается и остаётся с его друзьями, отверженными обществом.

Действие фильма разворачивается в 50-е годы – время, отличавшееся редкой искусственностью во вкусах и моде. Диана кажется скованной своим туго приталенным и застёгнутым под горлышко платьем, которое словно символизирует её замурованность в рамках семейной и социальной благопристойности. Неудивительно, что с детства она мечтает вырваться из этих оков. Но суровое воспитание заставляет её воспринимать естественное стремление к освобождению, как нечто непристойное, и стыдиться даже самого воспоминания об этом. После знакомства с Лайонелом, от эпизода к эпизоду её наряды становятся всё более свободными, и всё более раскованными – её движения и позы. Лайонел снимает с неё чары ложных запретов и лицемерной морали, пробуждает Спящую красавицу от сна души, освобождая для творчества.

Фильм обрамлён эпизодом прихода Дианы в колонию нудистов. Ради съёмок, она должна раздеться, чтобы быть наравне со своими моделями. Так реализуется её детское желание оголяться перед незнакомыми людьми, которое теряет свой извращённый характер и становится образом обнажения чувств, стремлением открыть себя миру, сделаться заметным, существующим, реализоваться как личность, игнорировать ложные социальные различия. Физическое обнажение означает для неё внутреннюю открытость. Последней своей репликой она соглашается раскрыть незнакомке свой секрет.

Комментарии

Было у отца три сына
Первые кадры фильма «Судья» (США, 2014, режиссёр Давид Добкин) опосредованно представляют нам главных героев истории: очки судьи Палмера, бейсбольная бита его старшего сына Гленна, камера младшего Дей...
«Кто выйдет эту роль сыграть всерьёз, того ещё не зная»
В истории каждой страны есть такие периоды, к которым бесконечно возвращается национальное сознание в поисках самоидентификации: это события, расколовшие народ и отрезавшие пути к прежнему. Для нас та...
Привидение в кресле
Есть фильмы, которые обсуждают все. Они могут нравиться или раздражать, но никогда не будут пропущены. И есть другие произведения, не находящиеся на пике общественного внимания, но вызывающие на глубо...
Ноль должен быть равен ста процентам! Гиллиам и Пелевин
Идеи путешествуют по человеческим мозгам совершенно непостижимым образом. Нередко бывает, что никак не связанные друг с другом произведения начинают резонировать в нашем сознании с такой силой, что ка...
Приквел «Властелина колец»
Почти сорок лет назад в новозеландском поезде ехал мальчик. Портативных гаджетов тогда ещё не изобрели, и мальчик читал толстую книгу. Описанный там мир совершенно заворожил его, и он решил – когда вы...
«Полголовы – яд, полголовы – свет»
Последние произведения больших мастеров окружены особой аурой. Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» не отпускает меня, заставляя снова и снова размышлять над прощальным посланием режиссёра – миру, б...
«Антонина, ты проснулась на неведомой планете».
В качестве самостоятельной дисциплины психология молода, однако имплицитно в религии и искусстве она существовала испокон века. И по-прежнему нередко фильм или книга способны легче пробиться к нашему ...
Время жить
Жизнь фильмов, как правило, эфемерна. Сильно привязанные к моменту создания не только культурным контекстом, но и техническим уровнем, произведения десятой музы быстро устаревают, безумно ускоряющееся...
«И на дне, и на поверхности сна»
В одном из интервью Ивана Вырыпаева упрекнули в том, что его фильмы проваливаются в прокате. Режиссёр хладнокровно парировал, что продюсеры, может быть, и несут убытки, но ведь есть ещё и Интернет. До...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...