Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Сквозь мутное стекло

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

Мы, наверное, сошли бы с ума, если бы могли сосредоточиться на мысли о том, насколько зыбки наши представления об окружающем нас мире. Обыватель игнорирует непонятное. Учёный формулирует всё новые законы, чтобы хоть как-то приспособить непостижимую вселенную к насущной человеческой жажде понимания. И лишь художник в состоянии созерцать мир, не предпринимая бесплодных попыток его осмысления. Он наблюдает за ним «сквозь мутное стекло», зная, что его взгляд – не более чем один из бесконечного множества вариантов отражения так называемой реальности. В фильме «Климт» (2006, режиссёр Рауль Руис) жизнь австрийского художника символиста Густава Климта (Джон Малкович) представлена как видение, промелькнувшее перед угасающим сознанием умирающего. Сила воображения художника столь велика, что его сны проглядывают «с той стороны зеркального стекла», и именно туда, за мерцающую, непреодолимую для других грань уходит он к своим образам. Как только события начинают казаться нам особенно бессвязными или абсурдными, режиссёр напоминает, что его герой в это самое время без движения лежит на смертном одре. 

Тема жизни, как сна, неоднократно проговаривается в диалогах. Но наиболее впечатляюще идея иллюзорности человеческого представления о жизни передана изобразительно. Неуловимая, загадочная, двоящаяся, обманчиво доступная красавица Леа (Саффрон Берроуз) – воплощение его Музы, словно сошедшая с одной из его картин – является Климту то в зеркальном отражении, то в виде неосязаемой китайской тени, то чёрно-белым призраком в фильме великого изобретателя игрового кино Жоржа Мельеса. А из-за других зыбких поверхностей кто-то постоянно наблюдает за самим Климтом. То его замечают из окна кабачка, то зеркало гостиной оказывается полупрозрачным. Так обретает неожиданное объяснение плоскостность концептуально лишённых перспективы полотен художника: мир постоянно представляется ему словно отделённым от него различными преградами, расписывая которые, он и создаёт свои шедевры. Не вдаваясь в искусствоведческий анализ произведений Климта, авторы, очевидно, рассматривают их как некие срезы иной реальности, не видимой обыденному сознанию. Мир образов Климта предстаёт частью вечных сущностей, неподвластных ни времени, ни человеческому суду. Сам же художник понят как некий волшебник, вводящий в наше измерение непостижимые существа из мира идей.

Непохожесть моделей на персонажей его картин, много раз подчёркнутая в фильме, свидетельствует о том, что прообразом для Климта служит не реальность, но некое трансцендентное миру пространство идей. Сам же художник, будучи проводником, растворяется, в конце концов, в мире вызванных им к жизни образов. Изысканное построение фильма наводит нас на мысль об исключительном значении искусства в осознании человеком его места в мире. Язык метафоры позволяет преодолеть неразрешимое в реальности противоречие между конечностью человека и бесконечностью мира. 

Игра таинственного графа, прячущегося от общества в комнате со стеклянными стенами, за которыми для него устраиваются разнообразные пикантные представления с участием вольных и невольных (как Климт) актёров, напоминает фаулзовского «Волхва». Многозначительные разговоры о «настоящей» и «ненастоящей» Лее настолько сбивают запутавшегося художника с толку, что он даже начинает видеть самого себя в случайных прохожих. Так причудливо передана мысль о скорой необходимости расстаться с самим собой. 

Поэтическая сцена смерти художника полна кинематографических цитат. Снег, покрывающий плечи медсестры и друга Климта в больничной палате, напоминает идущий с потолка дождь в «Зеркале» Андрея Тарковского, а также снежинки, в которые превращается развоплощённый дух компьютерного персонажа в «Нирване». В своих грёзах в это время Климт попадает в комнату со множеством дверей, из которой, однако, он не может найти выхода. Вместе с ним блуждает девочка, вовсе не испуганная сложившейся ситуацией. Давая своему герою такого очаровательного проводника в мир теней, режиссёр показывает, как детское желание спрятаться трансформируется у мудреца в стремление скрыться от людей, оставшись непонятым. Поскольку художник имеет дело с представлениями, не подразумевающими каких-то конкретных предметов или явлений в реальности, а потому не подверженных разрушению, мир смерти становится для него лишь ещё одним сном, развивающимся по тем же законам, что и сон жизни.