Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Идентификация Элис

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 789
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Каждый человек проживает множество жизней: тяжёлые или радостные события, повышение или понижение статуса, новый формирующий опыт так сильно изменяют нас, что порой бывает трудно сказать: «Я» про того, кем был когда-то. Но обычно нам хорошо известны переходы от одной ипостаси собственной личности к другой. Элис (Рейчел Вайс) – героиня фильма Джошуа Марстона “Бегущая от реальности” (“Complete Unknown”, 2016) – живёт не так, как большинство людей: чувствуя, что одна из её жизненных ролей сыграна до конца, она просто снимает её с себя, как отслужившую одежду, и становится кем-то другим. Окружающим может показаться, что она разыгрывает их, когда рассказывает о своих дальних странствиях и множестве сменённых профессий, да и ей самой в какой-то момент оказывается необходимо опереться на чьё-то знание о себе, чтобы не потеряться в осколках собственной жизни.

Мы знакомимся с Элис, когда она вдруг испытывает непреодолимое желание снова увидеть своего давнего возлюбленного Тома, болезненное расставание с которым, видимо, и стало тем переломным моментом, после которого она уже не может обрести себя в чём-то одном, а периодически нуждается в кардинальных переменах, чтобы чувствовать себя живой. Меняя имена, облики, профессии и страны, Элис сделала свою жизнь необыкновенно яркой и на зависть разнообразной, приобрела бесценный опыт выживания в самых разных обстоятельствах. Мы можем судить об этом по тому, с какой лёгкостью она манипулирует застенчивым приятелем Тома, чтобы невзначай оказаться на его дне рождения. Но, видимо, в вихре маскарада, в который превратилась её жизнь, Элис в некоторой степени утратила ощущение идентичности, и ей потребовался некий якорь, чтобы убедиться, что это всё ещё она, та самая Дженнифер, которая когда-то бросила Тома. Наверное, самое главное, ради чего Элис приходит в дом, где 15 лет назад она была счастлива, это изумлённое узнавание в глазах Тома. Все эти годы она стремилась к тому, чтобы её не узнавали, не хотела тащить за собой обязывающий груз чужого знания о себе. "Когда окружающие полагают, что знают тебя, они начинают претендовать на твою жизнь", говорит Элис, объясняя Тому мотивы своего неординарного поведения, и мы понимаем, что по этому странному пути её повело предельное свободолюбие. Но, когда она показывает Тому фотографии из разных периодов своей жизни, комментируя: “Это – Мей, а это – Ванесса” становится очевидна её неуверенность в том, что все эти милые и по-своему талантливые девушки – она сама. Ей словно оказывается нужен свидетель, который смог бы узнать её под разными масками, убедить её саму, что она не утратила цельности собственной личности.

Фрагментация жизни стала в последние годы всё более привычным явлением. Люди с лёгкостью отправляются работать в другие города и страны, учат новые языки, всё чаще стремятся получить дополнительное образование, меняют профессии и партнёров. При всей своей экстравагантности история Элис (Алисы в разных чудесных странах) отражает реальные социальные процессы, затронувшие прежде всего молодое поколение. Всё более усиливающееся ощущение нестабильности существования, приводит к обрыву традиционных связей и оставляет человека наедине с самим собой. Прежние профессиональные навыки и приобретённый опыт оказываются не востребованы на новом этапе карьеры и отсекаются, подчас заставляя думать о предыдущих периодах своей жизни в третьем лице, как это делает Элис. На первый взгляд кажется, что на этом пути человек приобретает многое. Каждый выбор чреват тем, что отвергается всё бесконечное многообразие других возможностей, сужая дальнейшие перспективы развития, а Элис расширяет свои горизонты, снова и снова возвращаясь к первоначальной точке бифуркации и выбирая всё новые дороги, проживая таким образом короткие, но разные жизни. Платой за это бесконечное самообновление становится не только вынужденное одиночество, но и утрата самоидентификации, которая и приводит Элис на порог дома своего бывшего возлюбленного. Не случайно в последние годы так участились случаи наличия у человека множественных личностей, что это заболевание даже было признано психиатрами, хотя до этого долгие годы считалось притворством или проявлениями истерии.

Рейчел Вайс играет Элис настолько сдержанно, и сценаристы дали её так немного текста, в котором она объясняла бы мотивы поведения своей героини, что мы можем только гадать, почему она строит свою жизнь именно так. Мы даже не знаем, часто ли она совершает подобные броски в свои прошлые воплощения или её желание увидеть Тома было единственным в своём роде. Но в любом случае уход от Тома стал первой трещиной, расколовшей её жизнь надвое, за которой последовали и другие, раздробившие её существование на отдельные, не связанные друг с другом эпизоды. Не очень удачный вариант русского названия фильма – ”Бегущая от реальности” – передаёт именно это стремление Элис скрыться от какой-то части самой себя, забыть что-то, что причинило ей столь сильную боль, что она не смогла с ней справиться, и ей оказалось проще отрезать от себя весь кусок собственной жизни, в котором она испытала страдания. А потом первый же намёк на привязанность к месту, роду занятий или людям, которая могла в будущем причинить ей боль, становился для Элис сигналом к тому, что пора переворачивать очередную страницу и начинать сначала. Тем самым она лишает себя возможности выйти на новый этап профессиональной карьеры или человеческих отношений, стать старшим по отношению к ребёнку или ученику, поделиться своим опытом, позволить себя полюбить. Ценой свободы оказывается раздробленность сознания, прерванная перспектива жизни и запрет на эмоции. Притуплённость чувств неизбежна на выбранном Элис пути: она просто не может позволить себе привязываться к тому, кого и что собирается скоро бросить. Том, видимо, был единственным человеком, в котором она оставила частичку себя.

Том (Майкл Шеннон) воплощает почти полную противоположность Элис: он живёт размеренной жизнью, которую ненавидит, но не может решиться внести в неё малейшие изменения. Перспектива переезда в Калифорнию, где его жена собирается учиться на курсах ювелиров, вызывает у него сильнейший протест, и, если бы не встреча с Элис, он, скорее всего, так бы и не решился на этот шаг. Но его бывшая подруга преподала ему некий урок, который показал Тому, что и ему не чужд известный дух авантюризма. Случайная встреча с подвернувшей ногу пожилой Ниной (Кэти Бейтс), которой Элис и Том помогают добраться до дома, становится для Элис поводом продемонстрировать своему давнему другу, насколько легко примерить на себя чужую роль и насколько велик соблазн стать другим, хотя бы ненадолго. Элис представляет Тома, как опытного остеопата, заставляя его себе подыграть. Наверное, в тот момент, когда он выдаёт себя за маститого доктора, давая доверчивой Нине обыденные советы по лечению ноги, Том и чувствует в себе силы изменить свою жизнь и уехать вместе с женой в другой город, попробовав начать жизнь сначала.

Фильм оставляет двойственное ощущение. Мы симпатизирует Элис, как и любым героиням очаровательной Рэйчел Вайс, но не можем не сочувствовать всем тем людям, которых она, подобно Тому, оставила, даже не объяснив причин своего исчезновения. Жаль и саму Элис, которая никогда не увидит плодов своего труда, скорее всего, никогда не заведёт детей и не перейдёт на новый уровень зрелости. Её жизненный выбор – это один из возможных вариантов реакции на всё более усложняющуюся и ускоряющуюся жизнь, требующую от нас меняться значительно быстрее, нежели мы сами бы того хотели. Оригинальный вариант названия фильма “Complete Unknown” – “Совершенно неизвестно” – можно истолковать как констатацию человеческого замешательства перед требованиями времени и нашу полнейшую неготовность отреагировать на них адекватно.

Комментарии

«Кто выйдет эту роль сыграть всерьёз, того ещё не зная»
В истории каждой страны есть такие периоды, к которым бесконечно возвращается национальное сознание в поисках самоидентификации: это события, расколовшие народ и отрезавшие пути к прежнему. Для нас та...
Привидение в кресле
Есть фильмы, которые обсуждают все. Они могут нравиться или раздражать, но никогда не будут пропущены. И есть другие произведения, не находящиеся на пике общественного внимания, но вызывающие на глубо...
Ноль должен быть равен ста процентам! Гиллиам и Пелевин
Идеи путешествуют по человеческим мозгам совершенно непостижимым образом. Нередко бывает, что никак не связанные друг с другом произведения начинают резонировать в нашем сознании с такой силой, что ка...
Приквел «Властелина колец»
Почти сорок лет назад в новозеландском поезде ехал мальчик. Портативных гаджетов тогда ещё не изобрели, и мальчик читал толстую книгу. Описанный там мир совершенно заворожил его, и он решил – когда вы...
«Полголовы – яд, полголовы – свет»
Последние произведения больших мастеров окружены особой аурой. Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» не отпускает меня, заставляя снова и снова размышлять над прощальным посланием режиссёра – миру, б...
«Антонина, ты проснулась на неведомой планете».
В качестве самостоятельной дисциплины психология молода, однако имплицитно в религии и искусстве она существовала испокон века. И по-прежнему нередко фильм или книга способны легче пробиться к нашему ...
Время жить
Жизнь фильмов, как правило, эфемерна. Сильно привязанные к моменту создания не только культурным контекстом, но и техническим уровнем, произведения десятой музы быстро устаревают, безумно ускоряющееся...
«И на дне, и на поверхности сна»
В одном из интервью Ивана Вырыпаева упрекнули в том, что его фильмы проваливаются в прокате. Режиссёр хладнокровно парировал, что продюсеры, может быть, и несут убытки, но ведь есть ещё и Интернет. До...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Доверие
Недавно мне случайно попался фильм, который в своё время был раскритикован настолько, что его даже номинировали на приз «Золотая малина» как худший римейк: «Сладкий ноябрь» 2001 года основан на более ...