Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1985
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск программки «Джазовый лексикон». И поскольку наше движение по позициям джазового глоссария неотвратимостью своею подобно движению времени, обеспечивающему появление Дедов Морозов и наступление Нового года при любых обстоятельствах, даже если все перемрут, к настоящему моменту мы находимся на литере «В». В связи с чем выпуск нынешний посвящен джазовым вальсам - вполне себе новогодняя тема.

Вальс, как известно, это музыка, написанная в размере три четвертых. Первым такую джазовую пьесу сочинил и записал весьма известный исполнитель уже даже и не совсем раннего, а, скажем так, джаза юношеского периода – Бенни Картер. Сделал он данную запись со своим квартетом 20 июня 1936 года. И совершенно непонятно – зачем. Люди, которые приходили танцевать в места, где играли тогда джазовые составы, или на вечеринки, где крутили патефонные пластинки, танцевали точно не вальсы. То есть социального и потребительского запроса не было. И, надо заметить, долго еще потом джазовые вальсы появляться будут весьма редко, а когда их станет больше, джаз уже затруднительно будет считать сколько-нибудь танцевальной музыкой. Должен сказать, что для меня вот в таких странных поступках, достаточно свободных действиях, которые джазмены на всем протяжении джазового развития вдруг позволяли себе – заключается, может быть, самое главное очарование этой музыки.

Заметно, кстати, что и сам-то Бенни Картер не очень тут понимает, что ему с этим вальсом делать. То есть, в размер он, конечно, попадает, но трудно избавиться от ощущения, что привычный четырехдольный ритм, в котором – и только в котором - он играл до этого всегда, не отпускает и требует свое.

Ну, как бы там ни было, все это обеспечило Бенни Картеру плюсы в карму (или точнее, наверное, тут следует сказать – минусы). Долгие годы в статусе одного из лучших живущих джазовых саксофонистов. Вообще долголетие – 95 лет, причем почти до самого конца в деятельном состоянии. Кстати, он играл, помимо основного альт-саксофона, еще на трубе, а также на тенор-сакософоне и на кларнете. В этой композиции он играет сперва на теноре, потом (после фортепиано) на альте, затем – после гитарного соло Бернарда Эдисона – уже на трубе. Такой немножечко цирк. Саксофон (тем более несколько саксофонов) и труба – не единичное, но довольно редкое сочетание в руках (в губах?) одного исполнителя, а вот прямо в одной пьесе – вообще исключительное (во всяком случае, вне областей джазового авангарда). А пьеска называется “Waltzing The Blues”.

По счастью, телесъемка донесла до нас изображение живого (хотя и происходившего в телестудии) исполнения самого знаменитого джазового вальса – «Вальса для Дебби» - его автором, пианистом Биллом Эвансом. Первоначально эта вещь появилась на одноименном альбоме, содержащим записи выступления 25 июля 1961 года в нью-йоркском клубе Village Vanguard. В фортепианном трио помимо Эванса принимали участие барабанщик Пол Мотиан, а также без преувеличения гениальный молодой контрабасист Скотт Ла Фарро. Однако на видеозаписи, сделанной несколько позже, мы видим Билла Эванса уже с другими музыкантами. Это контрабасист Чак Израэлс и барабанщик Лари Банкер. Двадцатипятилетний Скотт Ла Фарро погиб в автомобильной катастрофе через десять дней после выступления в Village Vanguard. Эванса это так потрясло, что он не выступал почти год, а потом, в новом трио, уже появился Израэлс, который тоже, конечно, ничего, но откровенного чуда, присутствовавшего в Ла Фарро, тут, увы, уже нет. Из всех существующих джазовых вальсов этот, конечно, исполняется самыми разными джазовыми людьми и по сей день чаще всего. А пластинки с записями из Village Vanguard (их вышло две прямо тогда плюс есть еще современное издание с совсем уже полным материалом выступления) дорогого стоят (во всех смыслах – виниловые первоиздания сегодня влетят в копеечку) и рекомендуются к вдумчивому прослушиванию.

Страницы номеров «Нового мира» можно листать и таким образом, чтобы оставаться в окружении лишь того, что вы считаете классическим – и вообще отгородиться от постылой современности. Так и «Джазовый лексикон» вполне вправе позволить себе не выходить из временных границ, в которые заключено то, что на данный момент считается уже джазовой классикой. Следующий джазовый вальс также из шестидесятых. Это гитарист Уэс Монтгомери – вторая легендарная фигура джазовой гитары после Чарли Крисчена - с пьесой West Coast Blues. Как и первая пьеса в сегодняшнем выпуске – это блюз в трехдольном размере. Довольно бойкий, плавно станцевать под него вряд ли удастся. Джаз со всем вообще способен обращаться максимально свободно – и сохранять чисто танцевальную ауру вальсов, привычные для них темпоритмы и лирику не чувствует себя обязанным. Это верно и для других типов используемого джазом музыкального материала: песен, стандартов – чего только из них не выкраивают. Данная запись сделана, если судить по буковкам на экране, для северогерманского радио, из больших имен тут присутствует также тенор-саксофонист Джонни Гриффин (он на первом плане). Обратите внимание – играет Монтгомери не медиатором и не ногтем, а кожистой частью большого пальца. Когда он выбирал себе эту манеру, как наиболее подходящую для него технически и обеспечивающую нужный ему теплый звук – он считал, что существует множество гитаристов, которые именно так и играют. Но вообще-то нет.

Ну и как стало уже традицией (это на третий-то раз) – в завершение тема, не имеющая к джазу прямого касательства. На сей раз – по драматическому поводу.

Композитор Сергей Труханов – один из тех в русском сингер-сонграйстерстве (очень немногих), кто действительно находится в каком-то очень правильном отношении к русской «бумажной» поэзии – от классики пушкинского века до современной нам.

Собственно, что объяснять – множество авторов «Нового мира» (и авторов не «Нового мира») прекрасно его знают, и он с любовью брал их тексты для своих песен. Не слышал, кстати, ни от кого из поэтов, даже от строгих пуристов, чтобы они были недовольны результатом.

За время, которое я с Сергеем знаком – с 1991 года, – мир вокруг переворачивался с ног на голову, потом опять (но это оказывались уже другие ноги и голова), и опять… А Труханов просто был на предназначенном ему месте, становился глубже и вернее в интонации, которая свивала в одно его мотивы, тексты поэтов, послевкусие проходящей жизни и тревогу наступающей. Такое твердое стояние – свойство очень нужных в устройстве человеческого мира людей.

Вот что с ним происходит сейчас. И требуется сделать то, что всегда и делается в таком случае http://www.serge-t.ru/

Там еще много ссылок на его видео и записи – и я бы советовал послушать именно альбом на soundcloud.

А третий выпуск «Джазового лексикона 2.0» на этом закончен, с Новым годом и до очередных регулярных встреч.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам вальс джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
b2ap3_thumbnail_Picture2_20160202-120128_1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
b2ap3_thumbnail_D6-Picture-2.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
dzhaz-8-Picture2-1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер
Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагаю...