Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 12. Стив Лиман

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 550
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте, дорогие друзья, на пространстве сайта «Новый мир» продолжает продвигаться в проблематическое будущее не слишком популярный у народных масс, но гордый и стойкий проектик «Джазовый лексион 2.0». Нынче выпуск № 12, мы попали на литеру «Л» и программа будет посвящена современному нам, можно даже сказать, молодому и о-очень талантливому композитору и исполнителю, саксофонисту, которого зовут, скорее всего, Стив Лиман. Почему скорее всего… Ну, он Steve Lehman, и я тут проводил даже в американской русскоязычной части всезнающего Фейсбука опрос на тему – как это имя следует произносить. По результатам – вот так наиболее вероятно. Стив Лиман. С ударением на «и».

Лиман и вообще явился мне из Фейсбука. Я готовил лекцию – и мне нужен был укладывающийся в формат – не длиннее пяти минут – джазовый шедевр из нынешнего десятилетия. И вот опять-таки я обратился к массовому сознанию, и получил один-единственный ответ – октет Стива Лимана, 2014 год, пьеса Segregated and Seqential. Перевести это в точности я затрудняюсь, что-то умное – приблизительно «Обособленное и последовательное». Оказалось – как раз то, что надо.

Никаких легенд о Стиве Лимане, как и ярких про него историй, я не знаю, да и вряд ли они существуют. Это прежде хорошо было в джазе жить быстро и умереть молодым, понаделав кучу всего годам к тридцати пяти. Теперь же никто особо молодым умирать не желает и в цене долгое и как можно более плодотворное существование. Для этого нужны не только порыв, но и мускулы, и выносливость. У Стива Лимана все это, несомненно, в наличии. Ему тридцать восемь. Сам себя он называет в первую очередь не джазовым саксофонистом, а композитором и автором экспериментальной музыки. В той вещи, которая только что играла, действительно, композиторское начало налицо – это музыка того типа, где сочинение безусловно превалирует над импровизацией и ритмической свободой, свингом. Он играл со многими известными современными джазовыми авангардистами – с Энтони Брэкстоном, Виджей Айером, Джейсоном Мораном. И поддерживает несколько собственных составов, из которых наиболее устойчив октет, состав из восьми человек, который мы слышали. Сейчас будет Лиман как раз с Виджей Айером, одним из лучших сегодня авангардных пианистов. Это они в 2014 году выдают роскошный образец современного авангарда, ориентированного на свободную импровизацию – но уже в несколько ином ключе, чем делают это более радикальные музыканты, подобные, скажем знаменитым Питеру Брецману, Кевину Вандемарку, да и тому же всем известному Джону Зорну. Тут все пораздумчивее, более интровентивно, менее акцентировано, саксофон без характерного для фри-джаза «передува», когда звук в резонаторе срывается, что добавляет выразительной звуковой «грязи»: шума, визга и сипа. Вообще о Лимане горят как о саксофонисте – «мыслителе», хотя звучит это, мне кажется, довольно глупо. К сожалению, в компании Айера Лиман представлен на ютьюбе только записями полных концертов, ролики длинные, так что до конца можно не слушать, а лишь пока не надоест. Джаз отличный и по-настоящему увлекательный, как путешествие с приключениями. Да если и без приключений – все равно путешествие.

А вот Стив Лиман исполняет соло в компании электронных ритмических машинок.

В подобных сольных экспериментах, в дуэтах и собственных трио Лиман более отчетливо следует «традиционному» (насколько такое слово может быть приемлемо для стиля, который уже полвека маркируется как исключительно авангардный) на данный момент, несколько усредненному европейско-американскому свободному джазу.

А вот в октете, с которого мы начинали, конечно, куда больше места для предварительной композиторской работы. Здесь же чаще можно расслышать интонации, которые связывают Лимана (что неудивительно, при его очевидных еврейских корнях) с течением Radical Jewish Culture, где генерал – все тот же вездесущий Джон Зорн. Это культурное, не политическое течение, и в джазе оно выражается прежде всего в сомнении: отчего это своего рода «интервальным фундаментом» джазовой музыки может быть только блюзовый звукоряд? Что мешает заменить его или хотя бы разбавить ближневосточными или, например, балканскими? И вот с девяностых годов, с появления зорновского проекта «Массада», достаточно успешно такое еврейское бунтарское в отношении «черного» джаза направление и развивается, порождая еще и довольно много задорного и не столько сложного клезмер-джаза. Однако при этом, в отличие от большинства людей, занимающихся такими иудейскими делами, Лиман с Зорном никак не связан – не выпускает альбомов на зорновской фирме Tzadik и не участвует в проектах под эгидой движения. Что несколько даже странно – тут ощущается сознательное дистанцирование.

Что это там за барышня с сигареткой, я не знаю – издержки вкуса создателей роликов в ютьюбе, стихия, на которую нельзя повлиять. А на этом 12-й выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» подошел к концу. Целью его не было поведать какие-то глубокие джазовые истины. Но – просто познакомить с ярким музыкантом, который сегодня является одной из «конструирующих» фигур, способных привнести в эту довольно уж немолодую музыку свои, новые смыслы, и опровергнуть тем самым утверждение, будто джаз как структура, способная к развитию, не пережил своего, XX века. До следующих встреч.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...