Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3228
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от аза, так что посвящен нынешний выпуск будет штуке, в джазе встречающейся, мягко говоря, не часто. Это – арфа.

Джазовых арфистов можно пересчитать по пальцам двух рук, подавляющее большинство – дамы. При этом как-то инерционно ощущается, будто арфа с ее специфическими звучанием, техникой игры, динамикой – скорее «белый» инструмент. Тут сразу – в первом же выпуске – оговоримся, что в джазе понятия «черный» и «белый» сегодня, хотя и связаны с реальным цветом кожи, являются скорее культурологическими определениями типов – поскольку у музыкантов разных рас предполагается разный темперамент, разная, генетически (культурно – сегодня уже вряд ли) обусловленная способность «обращаться» с музыкой и другие различия в предрасположенностях, которые, при указании на них, никоим образом не несут оскорбительного либо разделяющего характера. Да и слово «негр», если речь шла о настоящих темнокожих людях, в русском языке традиционно не имело унижающего оттенка, скорее наоборот. Так что оставлю за собой право порой неполиткорректно применять эти определения. Впрочем, если кого-то это все-таки оскорбляет – пишите в комментарии, исправим.

b2ap3_thumbnail_Picture2-1.jpg

Так вот, вопреки такому инерционному впечатлению, уже с пятидесятых годов лучшие джазовые арфистки – в основном черные исполнительницы. Но начинается история джазовой арфы предсказуемо на белом крыле. (Хотя почему предсказуемо? Например, на органе первым в джазе стал играть совсем не белый Томас Фэтс Уоллер).

Вторую в истории джазовую арфистку звали Adele Girard (Я бы написал это имя по-русски, если бы точно понимал, как это следует читать – вроде бы Жирар, а вдруг нет?). Почему вторую? Был еще более ранний исполнитель на арфе, звали его Каспер Редрон, он совмещал академическое исполнительство с джазовым, и его можно услышать на кое-каких записях Джека Тигардена и Пола Уайтмена в начале тридцатых, но я пока этих записей не нашел. Надеюсь, однажды арфовый выпуск пополнится и этими вдохновенными звуками. Адель же родилась в 1913 году, в семье музыкантов, с детства обучалась музыке и начинала в тридцатые выступать как пианистка и пела – это было в оркестре Гарри Сосника в Чикаго. И этот самый Сосник, узнав, что на арфе она умеет тоже, поспособствовал приобретению для нее первого инструмента в кредит. Впоследствии она поступила в оркестр Джо Марсала, довольно популярный, игравший в то время еще достаточно традиционный джаз в позднечикагском духе.

Впоследствии Марсала естественным образом перейдет на модный свинг. Через некоторое время Адель вышла за Джо Марсала замуж, и они долго потом выступали вместе и сочиняли музыку – до восьмидесятых годов. Вообще Адель была такая настоящая американская барышня – она ни много ни мало пробовалась на роль Скарлет О'Хара в том самом знаменитом голливудском фильме, не получила ее, но сыграла там в маленьком эпизоде. Она играла в церкви на органе, руководила церковными хорами и тренировала лошадей.

Вот запись ансамбля Joe Marsala's Chicagoans, сделанная 1 апреля 1937 года для фирмы «Victor», старенькая пьеса «Jazz Me Blues». Марсала сотоварищи, конечно, не первые мастера традиционного джаза и не самые уникальные импровизаторы – традиционные джазовые пьесы к этому моменту времени превратились уже в шаблон, оживить их непросто, музыка эта вообще тогда уже не актуальна, ее отодвинул в тень новый блистательный стиль. Однако присутствие арфы, имеющей в пьесе свой небольшой сольный момент, придает звучанию ансамбля оригинальность.

 

Адель не замыкалась на работе исключительно в ансамбле Джо Марсала, доводилось ей выступать и со значительными джазовыми музыкантами. Вот, например, фотография, сделанная в турецком посольстве в Вашингтоне в самом конце 30-х, и она тут в компании музыкантов оркестра Дюка Эллингтона: знаменитого трубача Рекса Стюарта, кларнетиста Барни Бигарда, саксофониста Гарри Карни (еще одна звезда - Джонни Ходжес - прячется за спинами).

Picture3.jpg

Однако регистрации подобных встреч в звуке мне пока найти не удалось. Вообще записи Адель под ее именем как-то не выпускались. То есть, вы можете обнаружить ее в тех или иных ансамблях, перекопав множество пластинок, но я вот так и не нашел ни одного издания – скажем, сборника ее записей в разных составах, – которое бы вышло под именем собственно Adele Girard. Но зато мы имеем возможность увидеть ее, запечатленной в двигающихся картинках. Это, конечно, совершенно коммерческая вещь, скорее ритм-энд-блюз, нежели джаз, да еще довольно идиотская пляска на переднем плане должна была дополнительно к разбитному буги на арфе веселить публику. Но все равно посмотреть забавно – да и свидетельство времени. Снято это где-то во второй половине сороковых.

 

Самой знаменитой джазовой арфисткой – культовой фигурой (как в ее времена не говорили) – стала уже афроамериканская барышня по имени Дороти Эшби (Dorothy Ashby). Первое, что следует сказать о Дороти Эшби – она чудесная.

b2ap3_thumbnail_Picture4.jpg

И только потом уже факты биографии, в которой ничего особенного яркого вроде бы и не было. Дороти родилась в 1930 году, училась музыке в университете в Детройте. Потом выступала, сперва в качестве пианистки, а с 1952 года сделала арфу своим главным инструментом. В 1986 году скончалась от рака. Пик ее популярности пришелся на вторую половину 50-х – первую половину 60-х годов. Она сумела по-настоящему живо, органично соединить неотъемлемый от арфы своеобразный пафос (напоминающий о советской киномузыке) с подлинной боповой импровизацией. Она была настоящий, очень талантливый именно джазовый исполнитель, обладала недюжинной техникой, ее арфа не уступит в динамике и гибкости, в многообразии точно расставленных акцентов гитарам многих даже очень приличных джазовых гитаристов.

К сожалению, видео Дороти я не обнаружил. Что странно – все-таки уже насквозь киношное и телевизионное время стояло на дворе в ее золотые годы. У нас 1962 год, один из самых популярных ее альбомов, выпущенный на лейбле Argo, пьеса с нехитрым названием «Lonely Melody». Пьеса (мне кажется, это мелодия из какого-то фильма) вроде бы содержит деликатные аллюзии на многострадальное Poco Alegretto из 3-й симфонии Брамса, известное широкому отечественному слушателю по популярному телесериалу «Ликвидация», куда Брамсова тема переместилась практически без изменений, хотя и выдавалась за сугубо авторскую музыку. Ну, это постмодернизм. Во времена Дороти Эшби постмодернизма еще не было.

 

Играла Дороти не только на классической арфе, уже в 70-е у нее были экскурсы в world-music, и она применяла японскую арфу (или, скорее, гусли) кото. Любопытным свидетельством такого сплава джаз-рока, соула и этники стал ее альбом «Рубайат Дороти Эшби», записанный в 1970 году. С Дороти играют флейтист и гобоист Денни Друсс, альт-саксофонист Клифф Дэвич, вибрафонист Стю Кац, гитарист Кэш Макколл и неопознанный оркестр.

Вот музыка, которую точно надо собирать на виниле!

 

Ну вот мы побывали в области передовой музыки семидесятых, теперь переместимся в пространства авангарда рубежа прошлого и нынешнего веков – надо заметить, что за последние лет тридцать (а то и сорок) авангард этот (я разумею музыкальный – и тот, что связан со спонтанным компонированием и свободной импровизацией) претерпевал мало изменений, в некотором роде даже и закоснел, но у него стабильный круг преданных поклонников и почитателей, пополняемый и представителями новых поколений. Американская арфистка Zeena Parkins, родившаяся в 1956 году, провела бурную творческую жизнь, участвуя в авангардных рок-составах круга гитариста Фреда Фрита и выступая с разнородными радикальными импровизаторами, участниками так называемой нью-йоркской даунтаун-сцены, по сути это круг известного музыканта и культуртрегера Джона Зорна.

b2ap3_thumbnail_Picture5-1.jpg

Работала она и со всякими продвинутыми рок-звездами, с Бьорк, например.

Играет Паркинс как на классической арфе, так и на самодельных электрических, эти попроще и напоминают, как правило, строением кельтские арфы. Вот с таким девайсом выступление 2007 года с известной в мире свободной импровизации электронщицей Ikue Mori (они нередко играют вдвоем). Считать ли это джазом, или каким-то звуковым перформансом, или просто мешаниной звуков – личное дело каждого. Однако не стоит забывать, что от академической импровизации тут уже вовсе ничего нет, а найти параллели для такой организации звука в составах без компьютеров и арф, но с трубами и саксофонами – совсем не сложно Еще недавно не реже, чем раз в пару месяцев, структурно подобную музыку исполняли приезжие звезды мирового фри-джаза в московском клубе «Дом». Я же на этом с вами прощаюсь, первый выпуск «Джазового лексикона 2.0» благополучно завершен, в него будет что-нибудь добавлено, когда мы опять вернемся к литере «А» на алфавитном круге.

До новых встреч.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
b2ap3_thumbnail_Picture2_20160202-120128_1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
b2ap3_thumbnail_D6-Picture-2.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
dzhaz-8-Picture2-1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер
Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагаю...