Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Фармакопея святого Косьмы

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 761
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Памяти Анри Волохонского

На картине Лоренцо Липпи, аллегорического живописца и ироикомического поэта, «Читающий святой» (1650) изображен явно врач, судя по полкам, на которых стоит раскрытая фармакопея с тремя ботаническими рисунками на двух страницах. Конечно, верхние полки в домах святых обычны в ренессансном искусстве как склад для книг, посуды и научных инструментов: этих снарядов неспешного созерцания, в блеске своего постоянно столь хорошо помогающих почувствовать и краткое внутреннее смятение героя. Но здесь явно медицинское руководство, требующее планомерных усилий, важнее своевременного созерцания: и потому святой -- это, скорее всего, святой Косьма -- врач-бессеребреник.

Его богатые одежды говорят, что он ни в чем не нуждается, раскрытая книга на столе -- что он не должен принадлежать к корпорации, чтобы не хуже соблюдать правила работы, чем члены корпорации, полосатая скатерть внушает мысль о добросовестности, а красная накидка -- о принадлежности уже небесному порядку. Образы все оказываются логичными в своей разности, как образы врача, вполне ставшего в строгости благословенного расчета носителем небесной любви.

Но что за растения в фармакопее? Изображение высокого разрешения показывает, что крайне правое растение больше всего листьями и формой куста и цветов похоже на перец. Это растение было уже не в новинку в Европе, как приправа с врачебными свойствами оно распространилось. Тогда как левое и среднее растения -- почти одинаковые, и больше всего напоминают тимьян (чабрец, thymus vulgaris).

Оба эти растения для нас больше уместны на кухне, чем в аптечке. Но на самом деле нужно вспомнить, какие заболевания лечили этими растениями. Тимьян использовали при нервном истощении, он должен был восстановить нормальную работу всех узлов организма, приведя в должное напряжение весь корабль человеческого тела. А перец был нужен при потере крови, от гематом до ран, он позволял вновь прибавить организму крови, навести окончательную лакировку, вернуть живость самому цвету человеческой жизни.

Теперь понятно, почему у нас два тимьяна и один перец. Христианину нужно пройти весь путь жизни до гавани спасения, и потому корабль следует укрепить и всякий раз сверяться не только с направлением, но и с настоящей крепостью корабля своего тела. Только тогда можно пережить все мучения, тогда как облегчение мученического подвига, трудов и страданий до потери крови -- это только крайнее, последнее средство, которое рано или поздно понадобится на пути спасения, но не сразу. Лоренцо Липпи еще не думал о кровообращении и других открытых в его эпоху законах жизни организма, но думал, как и вся Контрреформация о том, как мученик переживает мучения, если он не лжет себе и не может подавить боль притворством. Оказывается, что он подавляет боль просто верой как возможностью всегда свериться с образцами содержания, верить -- значит, свериться; тогда как опасность на пути спасения никогда не исключена, но хитрость исцеления самой крови и есть та хитрость, мерой которой и становится жизнь во спасение.

Комментарии

Как риторика работает над собой: ренессансный перевод и комментарий
Хотя многие произведения и росписи Антонио Пизанелло (ок. 1395--1455) утрачены, можно с большой долей уверенности говорить, что здесь описывается не какое-то произведение или группа произведений, а во...
Концерт на вокзале: от Мандельштама к Iванiву
Стихотворение из посмертно изданной книги Виктора Iванiва «Себастьян и в травме» (М.: Коровакниги, 2015) кажется загадочным по описанию обстоятельств и слишком ясным по описанию чувств. Но это вовсе н...
Кратчайший экфрасис у Якопо Саннадзаро
Поэма Якопо Саннадзаро «О рожденном Девой» (1526) по названию напоминает средневековые трактаты, – как трактат «О зачатии Девы» Ансельма Кентерберийского. Но по сути – образец работы с готовыми образа...
Теплый ветер
В повести Вс. Н. Петрова «Турдейская Манон Леско» (первое издание: «Новый мир» 2006, № 11, исправленное издание выходит на днях в «Издательстве Ивана Лимбаха») главная героиня характеризуется неожидан...
Купол высокий: от мнимого Кебета до позднего лета
«Картина» или «Табличка», приписанный философу Кебету диалог, представляет наивного зрителя картины и экзегета, который умеет объяснять моральные добродетели так, чтобы внимание зрителя не рассеялось,...
взломать Курочку Рябу
В детстве сказка про Курочку Рябу  не  вызывала у меня никаких  вопросов. Но прочитав ее в зрелом возрасте, я удивилась насколько она парадоксальна и абсурдна. Курочка сносит золот...
Сретенье с Пушкиным. Отрывок из книги "Тайнопись"
  Следы Пушкина рассыпаны как в зримой, так и в скрытой части поэмы Беллы Ахмадулиной "Род занятий", где разыгрывается сюжет смерти поэта на языке символов и знамений. Первым знамением приближаю...
Прокрида: комментарий к стихотворению Туа Форсттрём
Обращаясь к изображениям Прокриды, мы видим, что в старых изображениях, как у Пьеро ди Козимо (1495) или Веронезе (1580) Прокрида ранена так, что склоняется головой вперед, словно от изнеможения и вни...
«Останься пеной, Афродита!»
Наверное, нет однозначного ответа на вопрос, что появилось раньше: изобразительное искусство или язык, и что сыграло более значительную роль в формировании феномена человека. Обе эти сферы деятельност...
стихи, проза, разное
*** как я говорила ей повесить белье около дома вдоль забора под деревом как я повторяла когда постирала белье как я разбирала белье из корзины собирала белье роняла на пол как я повторяла в детстве ...