Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Искоренение женственности

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 4205
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Викторианская эпоха по-прежнему зачаровывает английское сознание. Неоспоримым доказательством тому служит хотя бы “Шерлок Холмс” с Робертом Дауни-младшим в заглавной роли, где неоготический Лондон виртуозно возрождён средствами всевластной компьютерной графики. Мрачная, подавляющая своей нарочитой чопорностью и лицемерной моралью атмосфера того времени жестоко уродовала человеческие судьбы. Душераздирающая история несчастной, жестоко изнасилованной в детстве сироты, отказавшейся от своего пола ради выживания в безжалостном мужском мире, рассказанная в английском фильме «Альберт Ноббс», конечно, могла произойти только тогда. Но, при всей анекдотической исключительности подобного поворота событий, муки Альберта Ноббса, полностью вытеснившего из сознания даже своё женское имя, кажутся удивительно современными.

За прошедшее столетие женщины добились невиданных результатов в извечной борьбе за равенство с «сильным полом», но невозможно отрицать, что мир, в котором мы живём, – это всё ещё мир мужских ценностей. Для того, чтобы преуспеть в нём, женщинам приходится жертвовать своими гендерными ролями и притворяться неполноценными мужчинами. Что и проделывает бедняга Ноббс. Невообразимое страдание бьётся в детском взгляде этого загнанного внутрь себя самого существа, застрявшего между поруганной женственностью и искусственной мужественностью. Отвергнув свою женскую идентификацию, Альберт лишает себя возможности нормальных человеческих отношений. Ни мужской, ни женский мир не примут этого «самого странного мужчину». Только в женщине с такой же исковерканной судьбой – «мистере» Пейдже – Ноббс найдёт мимолётное понимание.

В кино и театре найдётся немало примеров исполнения мужчинами женских ролей. Если исключить традиционные театры, куда женщины в принципе не были допущены, то такой приём используется, как правило, для усиления комического эффекта. «Тётка Чарлея», «Домик в Коломне», «В джазе только девушки», «Миссис Даутфайр», «Тутси» – всё это задорные комедии положений. Исполнение женщиной мужских ролей также хорошо известно в истории актёрского искусства. Хотя, конечно, такое переодевание также может носить открыто комический характер (как, скажем в «Гусарской балладе»), такой приём чаще служит для создания предельно драматических или открыто трагических образов. Скажем, Сара Бернар играла Гамлета, акцентируя тем самым общечеловеческое содержание этого вечного образа. Нельзя не вспомнить Хиллари Суонк в фильме «Парни не плачут». Именно в этом русле лежит потрясающее исполнение Гленн Клоуз роли Альберта Ноббса.

Случаи, когда красивые актрисы уродуют себя гримом ради исполнения характерной роли, нередки. Достаточно вспомнить, что сделала со своим изумительным лицом Николь Кидман, играя Вирджинию Вульф в фильме «Часы». Но, кажется, ни одна актриса за всю историю театра и кино не предпринимала ничего, подобного тотальному искоренению собственной женственности, которого потребовало от Гленн Клоуз исполнение роли Альберта Ноббса. Сначала актриса играла эту сложнейшую роль в театре, а потом в течение многих лет добивалась права на экранизацию пьесы. За это время трагический образ Альберта Ноббса, вероятно, стал неотъемлемой частью личности самой Гленн Клоуз.

Сказать, что Гленн Клоуз здесь неузнаваема, - значит не сказать ничего. После этой роли можно смело утверждать, что перед нами актриса редчайшего, выдающегося дарования. Практически невозможно вообразить, что это та же самая женщина, что играла роскошных светских красавиц («Опасные связи») и коварных соблазнительниц («Роковое влечение»). Если и существует полное перевоплощение, то Гленн Клоуз продемонстрировала нам в этом фильме одну из его недостижимых вершин.

Гленн Клоуз играет здесь не столько женщину, притворяющуюся мужчиной, сколько ребёнка, наивно пытающегося выдать себя за взрослого. Это особенно очевидно в сцене, когда со своей товаркой по несчастью – «мистером» Пейджем – Альберт впервые за тридцать лет наряжается в женское платье. Устроив себе праздник, бедные неженщины-немужчины отправляются погулять по берегу моря, которое для пленников крошечных городских каморок должно воплощать квинтэссенцию свободы. В опьянении от этой внезапной раскрепощённости, Альберт бежит по пустынному пляжу. В его (её?) движениях вдруг отчётливо проступает детская пластика, ведь только в детстве ей было доступно это изумительное чувство необусловленности внешними приличиями. Зацепившись за собственный подол, Альберт неуклюже падает: она (он?) так и не научилась ходить в длинных платьях. Затолкав себя в мужской облик, она уже не может вернуться к отвергнутой женственности.

Суть самощущения этого несчастного человека очень точно передана на рекламном плакате к фильму, где Ноббс стоит между Хелен и Джо. И дело тут не только в том, что они оба стали причиной его смерти. По контрасту с подчёркнуто женственной Хелен и отчётливо мужественным Джо низенький Альберт выглядит нереализованным бесполым существом. Он застрял где-то на перепутье. Отвергнув судьбу женщины, он не стал и мужчиной. И хотя он прекрасно исполняет свои социальные функции, но личность его осталась неразвитой. Именно этот аспект делает фигуру Ноббса остро современной.

Женщины ли, мужчины ли, пытающиеся сегодня преуспеть, сталкиваются с тем, что крупные корпорации, да и любые сколько-нибудь престижные должности сплошь и рядом требуют от человека отдачи такого уровня, который оказывается в принципе не совместим с реализацией личности. Но если для мужчины тотальная поглощённость работой, в общем-то, не противоречит его натуре, то женщина теряет на этом пути несравнимо больше. Стремясь занять достойные позиции в мире откровенно мужских ценностей, она вынуждена подавить свою женскую природу, чем наносит непоправимый вред своей личности, оставляя её однобокой. Именно поэтому страдалец Ноббс обречён с самого начала. Его инфантильные мечты о независимости, выражающиеся в видениях уютной табачной лавки, в принципе не могут реализоваться. Неизбежность гибели этого не повзрослевшего ребёнка написана в беззащитном выражении его необъяснимо доверчивых глаз.

Обидно, что в русском переводе (как это, к сожалению, часто случается) было искажено название. Прибавление к имени героя совершенно излишнего слова «таинственный» создаёт никуда не ведущие и абсолютно неверные для понимания фильма ожидания какого-то детективного или мистического сюжета. Лаконичность оригинального названия возвышает фильм до уровня подлинной трагедии, имеющей значение не только в узких исторических рамках повествования, но и сегодня, и всегда.

Комментарии

«Кто выйдет эту роль сыграть всерьёз, того ещё не зная»
В истории каждой страны есть такие периоды, к которым бесконечно возвращается национальное сознание в поисках самоидентификации: это события, расколовшие народ и отрезавшие пути к прежнему. Для нас та...
Привидение в кресле
Есть фильмы, которые обсуждают все. Они могут нравиться или раздражать, но никогда не будут пропущены. И есть другие произведения, не находящиеся на пике общественного внимания, но вызывающие на глубо...
Ноль должен быть равен ста процентам! Гиллиам и Пелевин
Идеи путешествуют по человеческим мозгам совершенно непостижимым образом. Нередко бывает, что никак не связанные друг с другом произведения начинают резонировать в нашем сознании с такой силой, что ка...
Приквел «Властелина колец»
Почти сорок лет назад в новозеландском поезде ехал мальчик. Портативных гаджетов тогда ещё не изобрели, и мальчик читал толстую книгу. Описанный там мир совершенно заворожил его, и он решил – когда вы...
«Полголовы – яд, полголовы – свет»
Последние произведения больших мастеров окружены особой аурой. Фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» не отпускает меня, заставляя снова и снова размышлять над прощальным посланием режиссёра – миру, б...
«Антонина, ты проснулась на неведомой планете».
В качестве самостоятельной дисциплины психология молода, однако имплицитно в религии и искусстве она существовала испокон века. И по-прежнему нередко фильм или книга способны легче пробиться к нашему ...
Время жить
Жизнь фильмов, как правило, эфемерна. Сильно привязанные к моменту создания не только культурным контекстом, но и техническим уровнем, произведения десятой музы быстро устаревают, безумно ускоряющееся...
«И на дне, и на поверхности сна»
В одном из интервью Ивана Вырыпаева упрекнули в том, что его фильмы проваливаются в прокате. Режиссёр хладнокровно парировал, что продюсеры, может быть, и несут убытки, но ведь есть ещё и Интернет. До...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Доверие
Недавно мне случайно попался фильм, который в своё время был раскритикован настолько, что его даже номинировали на приз «Золотая малина» как худший римейк: «Сладкий ноябрь» 2001 года основан на более ...