Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Избранные места из записок А.Платонова - 3

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 194
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Записные книжки Андрея Платонова [imwerden.de Андрей Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. ИМЛИ РАН, «НАСЛЕДИЕ», 2000 PDF].  (Продолжение)

Читая записки Платонова, словно бы попадаешь в непонятный, давно забытый мир, явленный, как во сне, в желто-серых тонах. Это параллельный мир советской действительности 20-30-х годов. Страшно т опасно жить в том мире, невольно вырывается вздох облегчения от сознания того что та эпоха навсегда (?) исчезла, и никогда уже не вернется, хотя и история, согласно гегелевской теории, всякий раз заходит на новый виток спирали с новыми действующими лицами и в других обстоятельствах.  В записках история страны словно бы застывает на какое-то время. Мы видим фрагменты той жизни, часто бытовые, приземленные, которые наш современник рассматривает глазами сегодняшнего дня. Платоновские времена непонятны, порой необъяснимы, в записках мы наблюдаем тогдашнюю реальность, некоторые ее темные уголки. Да, это было. Это правда, фактическая и художественная увековеченная платоновской мыслью.

Комментарии выделены курсивом

 

«УЧЁТНОЕ» НАСТРОЕНИЕ ЭПОХИ

«Составлялись сводки, по которым видно, что обобщ<ествле>нию не подлежит только воробей».

Не было возможности произвести учет воробьев, населяющих данную местность.

«После общ<ественной> стол<овой> дрались дома холодными примусами».

Обеды в столовой… Вспоминаются «котлеты из моркови» из романа «Двенадцать стульев».

«Хоть и не мое и общее, а все же вижу крепость жизни и свою радость прочности».

«Хоть и не мое, а все же…». Угасание энтузиазма и молодежной энергии времен ГОЭЛРО А.Платонов показал в незаконченном «Техническом романе». (На тему романа мною написано эссе 

«Новый тип: беспартийный, за культурную жизнь, за чистоту, за маски Осоавиахима, за здоровую советскую общественность и т. д. и т.п.,-- в сущности единственно возможная буржуазная форма человека в наших условиях (инж<енер> Антонов, Бондарчук). Сугубая беспартийность! Чистоплотность! Идеологическая аккуратность! Преданность!».

В романах «Счастливая Москва», «Технический роман» Платонов покажет новую беспартийную интеллигенции, внуки которой будут слушать по ночам «Голос Америки», перепечатывать под копирку книги Солженицына.

«Человек, просивший записать его в инвентарь обществ<енной> собственности, чтобы остаться целым».

Естественное желание человека сохранить себя в системе, безжалостной к отдельной личности. Индивидууму хочется влиться в какое-нибудь сообщество, в легитимную стаю – хотя бы ради собственной безопасности и прокормления. К сему же:

«Без мучений нельзя изменить общество: ведь социализм получил в наследство мещанство, сволочь («люди с высшим образованием -- счетоводы» и т.д.). Страданье ототрет таковых, размелет их разум, от которого можно застрелиться в провинции».

Вскоре окажется, что без «счетоводов» и технической интеллигенции развитие страны невозможно, без них путь в социализм закрыт. При отсутствии прогресса никакой «человек с факелом» (загадочный образ из романа «Счастливая Москва») осветить дорогу в будущее не сможет.

«Природа, она мила и дорога тем, что наши первородные силы там и до сих пор действуют в чистоте, «наружи», близко к нашему пониманию, тогда как в людях это братское родство действия, душевной аналогичности скрыто, завуалировано тысячью условностей, искажениями социальной жизни, общественным коэффициентом».

Видимо, Платонов хотел подчеркнуть мысль о том, что люди и природа никогда не поймут друг друга, что есть таинственная грань в их отношениях, которую переступить невозможно.

«Искусство (прошлое) сначала причиняло боль обществу (Шекспир), потом проходило время, боль засыхала, искусство признавалось классическим».

Писатель напоминает о врачующей силе искусства, которое в наше время исчерпало свои целебные свойства.

«Академия, строгость, наука, знания, а он живет кудрявый с гармоникой, поет, пьет... -- другой мир, ничего общего и как будто более счастливый».

Гармонист – уходящая натура, символ увядающей поэзии народного искусства.

(Продолжение следует)

Комментарии

No post has been created yet.