Мария Галина "Автохтоны" - Блог

Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Мария Галина "Автохтоны"

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3015
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Я целый день, пока моталась по ашанам (купила, кстати, прелестное кимоно), думала, как рассказать про этот замечательный роман, с чего начать. Пришла – а у автора в ночном фейсбуке отрывок, который меня особенно поразил, с которого начать и хотелось.

Может, кто-то и успел уехать, но никто почти не успевал. Всегда кажется, есть еще время. Завтра. Послезавтра. На следующей неделе. Как же так – уехать? Ведь все так налажено. Любимая кондитерская. Кофейня. Клиенты, дом. Что, все бросить и уехать? А мамин буфет? А сервиз, который на свадьбу? А кошка? Кому оставить кошку?

–Кошку… конечно.

–Когда пришли немцы, – сказал цыпленок, – было то же самое. Как – уезжать? Куда, зачем? Нас там никто не ждет. Не может быть, чтобы это безумие длилось долго. Это совсем скоро закончится, вот увидите. И потом, а как же моя клиника? А моя сапожная мастерская? А мои книги? Мальчик только-только пошел в ешиву… А мамин сервиз? А серебро? А, в конце концов, кошка?

– Кошка, повторил он, – да.

Потому что «Автохтоны» попадают во все наши сегодняшние страхи. И с кошкой это хотя бы объяснимо – понятно, что роман писался не один день, но вот начинается там вообще с оперного театра, с того, что осовремененную трактовку оперы вполне при желании (и при нежелании) можно раздуть до политического события, и это то ли мистика какая-то, то ли к тому и шло.

Как в «Малой Глуше» и сборнике «На двух ногах» Мария Галина подвела черту советскому, так «Автохтонами» положила литературное начало тому, что есть сейчас, – как истории.

Для меня лично ещё важнее этого общего исторического момента оказался сюжет травелогический. Дело в том, что в последнее время (в последние времена, угу) наиболее интересующий меня феномен – это туризм, у меня даже куча продукции про него. Не путешествия, а вот именно массовый туризм. Причём скорее такой, когда как бы сами, с аутентичненьким. Вот эти забегаловки, где местные дальнобойщики кофе пьют (усатый дяденька им прямо к грузовику приносит), эти котлетные, где дёшево, потому что алкоголя нет, потому что мусульмане же или наоборот. И вот это постоянное ощущение, что кто с туристами работает – хоть в экскурсионных бюро, хоть на рынке с сувенирами – они, нет, неприятные, а вот те, настоящие, котлетные автохтоны, такие приятные, открытые, так нам рады и держат за своих. А у Марии Галиной идёт постепенное размывание – сначала этой автохтонной подлинности, что начинаешь думать – и не про её героев, а про того усатого дяденьку из кафе, про старичков с газетами на остановках, даже про других старичков – израильских – со стульчиками на пляже – а не они ли здесь первейшие ряженые, не для меня ли специально они все? А потом уже, когда ставишь себя на место главного героя «Автохтонов» – а непременно ставишь – вдруг доходит: а не я ли тут самый ряженый, самый ненастоящий? У меня очень долго было ощущение, что время в поездке – это время буквально потерянное, выброшенное из реальности, не моё, я потому даже в Москву первый раз в 26 лет поехала. А потом сначала дела (литературные), потом какие-то минимальные средства появились, опять же расширение горизонтов, и я научилась ощущать это время не потерянным, а присвоенным, удвоенным. И теперь опять – после «Автохтонов» – чувство, что всё настоящее и я настоящая только там, где я автохтон, причём в абсолютно нетуристическом месте автохтон, заметьте, а не каком-то с виньетками. То есть всё ненастоящее и с виньетками тоже хорошее, но не в смысле – надо  же и пожить, а в смысле – надо же и поспать (собственно, мы же и говорим «поехал отдохнуть»).

Текст романа очень остроумный: то там Шпет, похожий на Лотмана, то вышеупомянутый оперный театр – уже не торт.

Ещё – не самое важное (хотя однозначно – не самое неважное), но самое приятное – ТАМ ПОСТОЯННО ЖРУТ. Недаром у меня ещё до прочтения автохтоны с автотрофами (которые, кстати, – и весьма кстати – в романе тоже всплывают) рифмовались. Собственно, там действие происходит во Львове (или некоем мистическом как бы Львове, точнее), который ни разу не назван и где я не была, но, тем не менее, его опознала как раз по атмосфере насыщенной питательности. Причём жрут или хотя бы мечтают сожрать совершенно прекрасные и даже по нашим временам недоступные вещи. И это не сыр. Например, ностальгически, с закатыванием глаз вспоминают, что куры-то были с яйцами, и вот эти яйца, одни желтки оооооооо… А Дима мне не верил, что я такое ела. Не верил, что такое вообще едят.

Мария Галина. Автохтоны. "Новый мир", № 3

Мария Галина. Автохтоны. "Новый мир", № 4

Комментарии

No post has been created yet.