Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Роберт Мензис, "Свобода от страха, часть 2" (перевод - Д.К.)

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2383
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Оригинал: Chapter 7 - Freedom from Fear (continued)

На прошедшей неделе я говорил с вами о четвертой президентской свободе – свободе от страха – с особым акцентом на свободе от международного страха и тех вещах, которые, как мне кажется, необходимы, если бы мы захотели отделаться от него.

Сегодня я хочу говорить несколько иначе о четвертой свободе, с другой точки зрения – с локальной или внутригосударственной точки зрения – отличной от международной. Поскольку надо прямо признать, что страх имеет не только значительную и смертоносную силу в международных отношениях. Он также признан и действенным инструментов внутригосударственной политики. Фактически – мощнейшим обстоятельством, даже складывается представление, что эмоция страха – это самая сильная из всех эмоций в сфере политики.

Возьмем для примера Германию. Картина с такой легкостью возникает в нашем воображении, как нечто из тени Гестапо, шпионов, информаторов, нависающее над всем тем, что в противном случае было бы счастливой и единой семьей. Когда Гитлер устанавливал свою диктатуру, он стразу понял: ничто так не поддерживает диктатуру, как это делает страх.

Он начал царствование, в котором каждая несущая опора – царство террора. Каждый человек знал, что хотя он может быть нацистом в высоких чинах сегодня, он может быть жертвой чистки завтра. И так страх прошел по земле и произвел свою собственную железную дисциплину. Головы людей были забиты высокоорганизованными массовыми демонстрациями, которые оставили меньшинство запуганным и молчащим.

И все это было, по форме своей, хорошей психологией со стороны Гитлера – для запуганных людей гораздо больший набор инструментов и гораздо больше степеней влияния в понятиях ненависть и возмездие, чем для людей поступка, которые владеют собой и храбро смотрят в грядущее, сохраняя ясный ум.

Сейчас, мы отшатнемся от такого рода вещей. Безусловно, как показывает война, мы готовы бороться против такого рода вещей. Но, когда мы совершаем это, боремся ли мы исключительно против чуждого нам врага? Если мы оглянемся вокруг себя, будем ли мы вполне уверены, что страх – не инструмент политика, даже в демократии?

Давайте рассуждать вместе кратко по существу вопроса, ведь, пусть мы и никак не можем надеяться во все времена и при всех обстоятельствах являть исключительную мужественность, мы можем надеяться, по крайней мере, с самими собой оставаться предельно искренними. Если честно, не должны ли мы признать, что страх окрасил нашу политическую и социальную жизнь основательно?

Предположим, мы – группа политиков – формируем политику перед всеобщими выборами. Должны ли мы просто сказать: «эти вещи правильны и хороши для Австралии, поэтому мы будем отстаивать их»? Или же мы должны, если мы по-настоящему остроумные люди – в общепринятом смысле слова «остроумные» – спросить себя, что мы можем пообещать людям в обмен на их голоса, или как благополучно воспользоваться рядом проблем, дабы запугать людей с тем, чтобы голосовали за нас? Каждый студент политической истории знает, что бывали в Австралии выборы, выигранные благодаря апелляции к алчности и другие, выигранные прививанием страха. И тот факт, что они выиграли выборы, показывает, что они не недооценили людей. Вы, граждане Австралии, поддержали эти действия. Горе тому парламентарию, который гнет сильную линию, не сообразуя ее с первого же взгляда с той линией, которую приняли бы его избиратели.

Действительно, в последние годы очень многие люди, называющие себя демократами, обнаруживали и открыто пользовали искусство, которое называется «политикой давления». «Давление» это принимает форму сотен, а в некоторых случаях (на моей памяти) и тысяч, стереотипных подписных писем в адрес парламентариев, по какой-то определенной теме, или ее составляющим. С обычной концовкой, что-то вроде: «если вы не будете действовать в соответствии с этим видением, то я сделаю все, чтобы вы потерпели поражение на ближайших выборах».

Этот вид давления, немало неудачных попыток в недавнем прошлом, например, Кредитная политика Дугласа [1], на самом деле представляет попытку эксплуатировать инстинкт страха. Расчет на то, что парламентарий будет достаточно податлив и отступится от своих убеждений из-за страха потерять свое место в Парламенте.

Мы можем пойти еще дальше в этой оценке. Как известно, многие избиратели убеждены, что функция их представителей в Парламенте – определять, если им это по силам, что большинство их избирателей желает, и продавливать это в Парламенте. Глупее и унизительнее представления о функции парламентария трудно вообразить. Если вы хотите простейшие фонограммы и громкоговорители в Парламент, то фонограммы и громкоговорители вы получите – а государственная мудрость умрет; и демократия умрет вместе с ней!!

Истинная функция парламентария – служить своим избирателям не только своим голосом, но и своим интеллектом.

Если в Парламенте возникает какая-то проблема, о которой он осведомлен, и которая всецело овладевает его благородным умом, то, как бы это ни было абсурдно – даже, как бы это ни было опасно –  ему не следовало бы подчинять свое продуманное решение сиюминутному суду тысяч людей; большинство из которых, в природе этих вещей мало что понимает в силу отсутствия собственных источников информации и, вероятнее всего, так или иначе, собственного мнения о проблеме в целом.

Ничего не может быть хуже для демократии, чем одобрение практики допускающей подмену знания невежеством. Если я честно и вдумчиво подошел к определенному решению по общезначимому вопросу и мои избиратели не согласны со мной, моя первая обязанность – постараться убедить их, что моя точка зрения верна. Если я не справился с этим, моя вторая обязанность – принять электоральные последствия и не уклоняться от них.  Страх никогда не может быть плодотворным и полезным компонентом в тех взаимоотношениях уважения и дружбы, которым следовало бы существовать между избирателем и избранным.

И до тех пор, пока мы будем размышлять об этом, мы будем находить, как все больше и больше уродует существо страха нашу общественную и политическую жизнь.

«Люди боятся неизвестности, как дети боятся темноты». Это тот род страха, что так часто срывает эксперимент и предохраняет нас от инноваций, которые бы могли обогатить нас чрезвычайно. Это страх знания, который удерживает столь многих из нас от использования своих мозгов, и который делает столь многих из нас готовыми рабами дешевых и глупых слоганов и кричалок. Это страх перед жизнью и ее проблемами, который приводит столь многих из нас к бесплодным поискам, даже не к разоружению перед риском и его братом-близнецом поступком, но к полной капитуляции. Во время войны отсутствие этого страха дает личностям и группам людей достоинство и силы для национального подъема в самый разгар трудностей. Присутствие же этого страха и уступки ему производят истерию и алчность, и обременительную уклончивость.

В самом деле, когда вы приходите к мысли о том, что убеждения нарочито существуют в некоторых границах, прививающих людям усталость от жизни, если они понимают свой долг правильно, это есть в действительности вера в то, что страх – лучшая эмоция для обеспечения патриотического подъема. Нет ничего более далекого от истины. Патриотизм – это производная от мужества, не пораженчества. Убеждения – происходят от бесстрашия оптимизма. Отвергать это для самоуспокоения значит не правильно понимать их природу и глубоко заблуждаться в их высшей ценности в критический момент.

Представьте только, была одна вещь, бросающаяся в глаза, когда я был в Англии в прошедшем году, в то самое время, когда страна находилась под бомбежками еженощно, это было как раз полное отсутствие каких-либо признаков страха или уныния. 

Это, конечно, правда, что неокрепшие умы легко бросает из стороны в сторону. Но уравновешенные умы – здравые умы – не столь подвержены крайностям. Они поймут все трудности и распознают все опасности, но они останутся жизнерадостными, поскольку они будут знать, что их заклятый враг – не поражение или победа, не смерть или жизнь, но страх.

Если свобода от страха действительно является одной из великих свобод, которыми облагодетельствовано человечество, то мы должны будем вести к победе не только нашу борьбу против Германии и Японии, но и беспрерывную борьбу против самих себя.

24 июля, 1942       

 



[1] C.H. Douglas (Майор Клиффорд Хью Дуглас) в 1924 году в книге «SocialCredit» («Социальный кредит») предложил идею социального кредита. Позднее организовал Кредитную партию Дугласа («The Douglas Credit Party»), предлагая механизм преодоления разрыва между покупательской способностью и рыночной ценой. Основное обещание – новый механизм корректировки цен «JustPrice», национальные дивиденды и беспроцентные кредиты. Партия имела некоторый успех в период экономической депрессии 30-х годов, но в последствие неоднозначность политических обещаний и утрата поддержки в кругах Австралийской рабочей партии (ALP) привели к поражению Кредитной партии на выборах в нижнюю палату парламента (1934 год). Постепенно партия Дугласа потеряла политический вес, но ее идеи не утратили своего влияния и до настоящего времени эксплуатируются политиками разных направлений и взглядов. Сегодня основным носителем и бенефициаром этих идей в Австралии является Консервативная партия «the One Nation Party», выступающая против иммиграции, за протекционизм в экономики и национальные интересы.          

Комментарии

К неитогам
Начитавшися в ФБ упрёков, неявных и явных, тем, кто подводит итоги года и пишет, какой он был прекрасный, вспоминая свои маленькие радости и маленькие достижения на фоне лучше-бы-не-знать-чего, как бу...
Роберт Мензис, "Забытые люди" (перевод - Д.К.)
В честь Дня Австралии (26 января) и актуально для России даю свой перевод радиоэссе Роберта Мензиса, "Забытые люди". Оригинальный текст здесь - Menzies Virtual Museum, Chapter one, "The Forg...
стихи, проза, разное
Пропавшая экспедиция капитана Лаперуза Может прозвучать невероятным, но из истории экспедиции Лаперуза создаётся впечатление, что исполняя долг военного офицера и следуя указаниям короля, Лаперуз про...
До полудня в Париже или встреча с Буниным.
Сегодня, пожалуй, один из важнейших дней в моей жизни, мне предстоит встреча с Иваном Алексеевичем Буниным, именно с этой целью я впервые в Париже. О, Париж – город консервативных либералов и кок...
Та, белая роса или Та, белая раса или Табунный разум или Tabula Rasa.
*** После 32-х часового полудрема в подвешенном состоянии – мягкая посадка наудачу в первое стоящее такси. Только на расстоянии полуметра от земли мерная тряска пробуждает ощущение координатных перем...
Учитель музыки (ко Дню Победы)
Школа эта существует... рядом с городской префектурой, а теперь еще и с прокуратурой. Если верить заявленному – она уникальна. Тогда же, когда учился в ней я, в годы 1994 – 1998, она была по истине, в...
Колодец и маятник
/К 70-летию Победы и к 15-летию "тихой реабилитации" Сталина/, (по мотивам Эдгара Аллана По).  До седин ей снился страшный детский сон: ее отец стоит один над колодцем, на помосте: на нем лиц...
Роберт Мензис, "Четыре свободы" (перевод - Д.К.)
Свобода слова и выражения. Оригинал: Chapter 2 - Freedom of Speech and Expression Выступая в прошлом году, Президент Рузвельт, в дискуссии о ставках на кону в этой войне, использовал выражение ...
Роберт Мензис, "Четыре свободы, часть 2" (перевод - Д.К.)
Свобода слова и выражения (продолжение). Оригинал: Chapter 3 - Freedom of Speech and Expression (continued) На прошлой неделе, когда я говорил с вами о первой из четырех свобод Президента ...
Роберт Мензис, "Свобода вероисповедания" (перевод - Д.К.)
Свобода вероисповедания. Оригинал: Chapter 4 - Freedom of Worship Вторая свобода президента Рузвельта – свобода вероисповедания. Что она означает? Понимаем ли мы ее по-настоящему? По-настоящему...
Салюты недорогие, китайские, но качественные https://pyro24.ru/batarei-salyutov/srednie-salyuty/