Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Мнение о вещах. О жанре эссе

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 168
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

«Новый мир» провел уже четвертый Конкурс эссе. На этот раз - об Александре Сумарокове. На Конкурс поступило почти пятьдесят текстов. Не все были приняты на Конкурс: некоторые опоздали, другие - просто не имели отношения к объявленной теме, - ни к 300-летию Сумарокова, ни к русской поэзии XVIII века.

Это не последний Конкурс, который проводит “Новый мир”. И мне хочется подчеркнуть, что мы ждем от наших авторов - именно эссе. Не научную статью, в которой исследуется тот или иной аспект творчества поэта или писателя, не художественный текст, где литератор или его персонажи действуют или упоминаются, а эссе.

О том что такое эссе, я попробую сказать несколько слов, но это, безусловно, мое субъективное мнение. Поэтому я пишу не исследовательскую работу, а эссе об эссе.

Если бы я еще недавно поставил перед собой задачу написать эссе о Сумарокове - я бы с такой задачей просто не справился. Это сегодня, после того как авторы, принявшие участие в Конкурсе, - и победители, и участники, мне так здорово объяснили,  кто такой Сумароков, я, пожалуй, рискнул бы. А два месяца назад я знал о Сумарокове преступно мало.

Но здесь моя тема не Сумароков, а сам жанр эссе.

“Эссе об эссе” - так называется замечательное, небольшое эссе Михаила Эпштейна, которое я впервые прочел 30 с лишним лет назад. Сейчас перечитал и не разочаровался. 

Слова вынесенные в заглавие: “Мнение о вещах” - это слова Монтеня: “Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи".

Эпштейн пишет, что эссе - ускользающий жанр, который не удерживается ни в каких границах, а все время переступает из дневника в статью, из рассказа в исповедь. И эта динамика формирует жанр.

Эпштейн полагает, что главное в эссе - это эссеизм, или иначе говоря субъективная (авторская) мифология.

Несмотря, на разъяснения (а Эпштейн неоднократно возвращался к этой теме и говорил довольно развернуто), я все-таки так и не согласился с тем, что эссе - это “мифология”. Для меня это слово слишком размыто, слишком неконкретно. Но это для меня, - для Эпштейна, видимо, все яснее.

Попробую сформулировать более-менее отчетливо свое понимание слов Монтеня: “мое мнение о вещах”.

Статья (научная) - это не мнение, а знание. То есть объективное, проверяемое суждение. То что у статьи есть автор (авторы) дела не меняет. Они в данном случае только проводники знания. Они используют термины, то есть отчужденные, точно интерпретируемые слова. Статья безлична и направлена на вещь. Статья никогда не рассматривает вещь целиком, как таковую, но всегда берется только конкретный аспект (аспекты), статья - это проекция вещи. И именно поэтому такой взгляд может быть исчерпывающим. Статья всегда содержит ссылки на другие статьи, то есть она незамкнута, как суждение, она опирается на знание, как на систему. Статья - это объективное высказывание об объективном, или знание о вещи.

Художественный текст (рассказ, повествование) - это попытка авторского высказывания о субъективной вещи, о такой вещи, которая до высказывания не существовала, которая в нем рождается. Инструментом здесь является язык автора - в пределе некий идиолект, язык, на котором никто больше не говорит, другие и понимают-то его с трудом. Художественный текст - это субъективно о субъективном.Конечно, эта субъективность может увлечь читателя, и он через со-знание, со-страдание, со-творчество переживет ту же эмоцию, что и автор, и случится чудо присвоения чужого опыта. Может быть, это случится не сегодня, а в будущем, не с современником, а с потомком, с “провиденциальным собеседником”. Автор художественного текста живет надеждой, но никаких гарантий здесь нет, и быть не может. Перефразируя слова Монтеня, можно сказать, что художественный текст - это мнение о мнении.

Можно было бы еще выделить критическую статью - высказывание о художественном тексте, как знание о мнении, - высказывание, которое пытается объективно говорить о субъективном. Вот только возможно ли такое объективное высказывание? Я не уверен.

Эссе - это “мое мнение о вещи”, некое подчеркнуто субъективное высказывание о безусловно существующем, известном многим другим объекте (вещи). Это и есть специфическое жанровое условие эссе.

Эссе очень легко дискредитировать, сказав, что это жанр дилетантов. Даже прекрасный специалист, взявшись написать эссе о предмете, который он знает досконально, рискует впасть в дилетантизм, профанировать научное знание. Но результат, который может быть достигнут при удаче, стоит такого риска: эссе способно согреть объективную науку живым человеческим дыханием, способно увлечь не только того, кто потратил годы труда на освоение знания, эссе способно приоткрыть калитку в волшебный сад, куда нет другого хода профанам. В некотором смысле эссе - это царский путь в геометрии, путь, которого, как объяснил Аристотель Александру Македонскому, - не существует.

Именно в силу принципиальной субъективности эссе, частности его ракурса и частичности представления, крайне важно выбрать этот ракурс неожиданным - увидеть вещь под неким косым углом, увидеть ее внезапно отраженной в кривом зеркале, то есть так, как никто никогда не смотрел и не видел. А такой взгляд на любой предмет всегда отыщется, сколько бы об этом предмете ни писали, сколько бы его ни мусолили.

Эссе - это не краткое изложение трехтомного “Введения в слоноведение”. Это всегда - “Нечто о слонах”. Но нечто важное.

Эссе следует отличать и от фрагмента, как жанра. Эссе всегда завершено, оно дает целую вещь, но не в ее полноте, а в ее особенности.

И эта особенность - взгляд и стиль человека, который о вещи говорит, но говорить он должен только своими единственными словами, иначе это будет скучный набор штампов, общих мест, случайных и необязательных замечаний.

Эссе - это мост между человеком и вещью, между одухотворенной вещью и живым человеком. И потому между людьми.

Для автора написание эссе - это всегда проверка на независимость мышления. Для читателя - проверка на готовность забыть о затверженных стереотипах и открыться новому ракурсу узнавания.

При всей частности взгляда вещь в эссе должна быть узнаваемой, то есть такой, чтобы многие люди могли вещь вспомнить, - и удивиться. В этом эссе близко к пародии, к шаржу, и потому иронично. Читатель должен ахнуть: “Как похоже!”. И тут же: “Как неожиданно!” И немного забавно.

Мы живем во времена, когда эссе стало едва ли не самым популярным жанром. Эссе пишут вообще все, кто хоть что-то пишет - именно в этом жанре пишется большинством постов в социальных сетях, и сочинения огромного числа колумнистов - тоже эссеистика по большей части.

Жанровая новизна эссе окончательно стерта. Сама по себе она уже не впечатляет, не останавливает внимание, как это было во времена Монтеня или даже Лидии Гинзбург.

Но из-за того что 500 тысяч авторов пишут (размещают в открытом доступе) вполне сносные рифмованные вирши, написать силлаботоникой действительно стоящие стихи не проще, а труднее.

Так дело обстоит и с эссе.

Но у такого положения дел есть и свои преимущества - читатель готов принять форму, а там, глядишь, и содержание чем-то зацепит.

Так что пробовать стоит. Удача окупит усилия.

Как говорил мудрый Каа: “Хорошей охоты нам всем”.

 

На иллюстрации: Мишель де Монтень (Michel de Montaigne) (1533 — 1592), автор бессмертных “Опытов”, создатель современного жанра эссе.

Комментарии

No post has been created yet.