Андрей Фамицкий
Клементина Ширшова очень удивилась тому, что я никогда не читал Сашу Соколова. При первом удобном случае – 31 декабря – подарила мне «Школу для дураков», вышедшую в издательстве «ОГИ». Обложка обещала многое. Книгу я отвез в Минск, и когда появилось время, стал читать.
И зачитался.
Нет, я был ошеломлен.
Книга была написана давно, но казалось, что сегодня – блестящий стиль, очень современный, великолепная свобода в обращении со словами и смыслами.
Поделился своими впечатлениями с Евгением Бесчастным – Женя сказал, что это одна из его любимых книг и что он читал ее уже четыре раза.
Потом, 3 февраля, я переехал в Москву. К этому времени я уже отыскал в интернете и посмотрел интервью Саши Соколова с Джоном Глэдом 1986 года, а также видео поновее, где он общается с молодыми славистами по скайпу. Поэтому как выглядит Соколов сегодня, я представлял.
И тут на экраны вышел этот фильм. С дешевым и предсказуемым спецэффектом, когда друг семьи Соколовых Алекс меньше, чем через четыре минуты, сам оказывается Сашей Соколовым. Фильм почти аляповатый, ничего нового не говорящий. Но вызвавший большую полемику и приковавший внимание всея литературного Фейсбука.
«Так вот он какой, Саша Соколов!»
И теперь вспомним Максима Гуреева, который еще 10 лет назад, в 2007 году, снял фильм о Саше Соколове. Остроумный фильм, в котором сухопарый Саша Соколов дает прикурить пьяному человеку в трениках, и оба стоят и слушают милицейский оркестр. Мимо проходит человек в шортах, носках и туфлях и тут же – человек в двубортном пиджаке и галстуке. «Да, и такой, моя Россия...» Но нет, это Украина.
И в этом же фильме делается упор на станции, дороги, разъезды и поезда – задолго до того, как это сделал в своем фильме Картозия.
Еще Соколов говорит о том, что нам интересно больше всего: как он пишет. И о том, что делает, когда не пишется.
Фильм без сюжета, когда не можешь предсказать, что будет дальше. Как и в книгах Соколова, когда не знаешь, что ждет на следующей странице, в следующем абзаце и вообще в текущем предложении. И Саша здесь живой, не памятник самому себе, не последний русский писатель, а настоящий русский писатель.
Если вы еще не смотрели, вот этот фильм (пока чуть более трехсот просмотров):
И вот это посмотрите: