В большинстве своём современники - настолько неизвестные поэты, насколько ничего не знают друг о друге. Можно прожить жизнь в литературе и не узнать прекрасного автора, который существует рядом и точно так же не подозревает о твоём существовании. Внезапная встреча лицом к лицу порождает целый вихрь новых впечатлений, идей, мыслей. Радуешься, что вот, есть же человек близкий по духу, видящий стихи изнутри, понимающий тайны их создания.
Поразительна склонность отдельных творческих групп, - хоть территориальных, хоть по профессиональной специализации, хоть по принадлежности к тем или иным союзам, другим общественным образованиям, - замыкаться в себе, отмежёвываться, выстраивать свою иерархию, систему взаимоотношений без попыток свободного соотнесения со всем поэтическим полем страны. Та же картина в толстых журналах, газетах, где сложился круг своих авторов и куда с неимоверным трудом допускаются пришедшие "с улицы".
В сложившейся системе замкнутых кругов нет перспективы взаимодействия. Перекрёстный обмен мнениями, узнавание новых имён, - которые не есть молодые, но лишь неизвестные, и не по уровню их творчества, а лишь по глухой непроницаемости кругов общения, - этот живой оздоровляющий процесс отдан на волю случая. Карта современной поэтической России нелегко поддаётся освоению ввиду этих незримо выстроившихся, но плотных границ. И каждый прорыв несёт открытие. И всякое мероприятие, ведущее к стиранию границ, позволяющее окинуть взглядом открывшийся ландшафт русской поэзии, дорого и благотворно.
Именно таким событием является фестиваль исторической поэзии "Словенское поле", который с 2008 года проводится в Пскове и Изборске. В нынешнем 2017 году он состоялся 28-30 июля и привлёк около ста поэтов со всех концов страны и из-за рубежа, как представляющих местные литературные объединения, так и приехавших самостоятельно. Инициатор фестиваля - Псковское региональное отделение Союза писателей России. Постоянный координатор и ведущий - поэт Андрей Бениаминов.
Ценно, что первым условием участия в конкурсе фестиваля было личное присутствие автора, - в отличие от общепринятого порядка проведения подобных конкурсов, когда представляется только работа, а сам автор отстранён и остаётся в пределах привычного круга общения. Ценно, что предусмотрены выступления не только желающих читать свои стихами, а всех авторов. Каждый может быть услышан.
Невероятно интересно, что "Словенское поле", изначально заявленное, как фестиваль исторической поэзии, легко развернулось в фестиваль современной поэзии о памятных событиях в судьбах страны, Псковщины, в собственных судьбах. Во многих стихах нашли отклик размышления о связи прошлого с настоящим, о противоречивых событиях сегодняшнего дня, путях в будущее. Фестиваль исторической поэзии обнажил простую истину - история России пишется сегодня.
По характеру доминирующих тем и проникновению в них "Словенское поле" идеологически соприкасается с конкурсом философской поэзии "Мыслящий тростник", проводимым ежегодно Союзом российских писателей и Музеем-усадьбой Ф.И.Тютчева "Овстуг" на Брянщине. И всё же огромным достоинством Псковско-Изборского фестиваля является инициатива организаторов по извлечению авторов из узких кружков и воссоединению всех на одном широком поле, что точно определено председателем жюри конкурса, поэтом Василием Рысенковым в одном из его стихотворений: "Главное средство от одиночества - весь этот мир поселить в себе".
На фестивале раскрылась очень неровная и сложная фактура нынешнего поэтического ландшафта. Всегда интересен тот поэт, о ком ещё никто не высказывался в форме подведения итога и можно составить личное мнение без оглядки на общественное. Слушая выступления, изумляешься разнообразию. Звучит многоголосый хор о нашем времени. Закрепляет в стихах интонацию, любимые выражения, жаргон, анекдоты. Перелицовывает реплики прошлого, вживляет их в новый контекст, обыгрывает смыслы, рождает каламбуры и афоризмы. Непременно отыщется что-то замечательное. И чем более открываешь для себя поэтов, тем сам становишься более узнаваемым.