Заглядывая в прошлое. Пять веков назад. Год 1518-й - Блог

Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Заглядывая в прошлое. Пять веков назад. Год 1518-й

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 465
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В 1518 году торговец Лоренс де Гоминот получил лицензию на вывоз в испанские колонии в Америке 4000 черных рабов.

Интересное кино получается. Христофор Колумб только что, в 1492-м, открыл Америку, и уже туда тысячами отправляют африканских невольников! Что это за мода такая? Оказывается, эта мода существует с незапамятных времен. Чтобы получить удовольствие, надо потрудиться. Вот люди и додумались разделить этот процесс на две части: одни трудятся, другие получают удовольствие.

 

Рабы упоминаются уже у Гомера. Античная Греция и Древний Рим вообще образцово-показательные государства в смысле применения принудительного труда. И в то же время мы видим там высочайшие достижения человеческой цивилизации – в экономике, науке, литературе, искусстве. Историки единодушны: без рабства ничего бы этого не было. В античном мире бесправных членов общества использовали не только на тяжелых работах. Они были повсюду: в домашнем хозяйстве – где готовили, убирали, нянчили детей; они шили одежду и обувь; строили и служили на галерах; работали на рудниках и занимались ремёслами.

В Древнем Риме самых сильных из обращенных в рабов определяли в гладиаторы для схваток между собой или с дикими зверями.

Аристотель считал, что те, у кого умная голова, должны заниматься политикой и творчеством, а те, у кого сильное тело – физическим трудом. Так и получалось – свободные мыслители соображали, причем очень неплохо, додумываясь до истин, которые мы ценим и сегодня. А всё, что нужно для нормальной жизни, обеспечивали рабы.

Откуда они брались? Во-первых, по ходу бесчисленнных войн. Римские императоры считали совершенно нормальным, победив в сражении, обратить в рабов 60-70 тысяч захваченных пленных. Кроме того, существовали невольничьи рынки. Рабская участь ждала и тех, кто не смог расплатиться с долгами. Вносили свою долю и набеги для захвата работников на чужих территориях.

Из этого уже ясно, что вопреки Аристотелю, среди рабов далеко не все были тёмными варварами. Попадались очень даже мыслящие. Знатные римские женщины заводили себе рабов – философов и поэтов. Это было престижно. Они могли и хозяйку воспеть и от ее имени гостя похвалить.

Шли века, рабство процветало. И вот в 1518-м испанцы выдают Лоренцу Гоминоту лицензию на монопольное право в течение 8 лет доставить в Центральную Америку 4000 рабов. Спрашивается – куда столько?! Ларчик просто открывается. Оказывается, многие кастильские дворяне уже успели застолбить себе участки на островах Карибского архипелага. Золота там не нашли, стало ясно, что это не Индия. Но зато там рос сахарный тростник. И продажа в Европу сахара могла стать действительно золотым дном. Понятно, что идальго копать землю не собирались и убирать урожай своими руками тоже не планировали. Им нужна была рабочая сила.

Сразу же возникает естественный вопрос: а почему бы не использовать местных туземцев-индейцев, которых там видимо-невидимо?

Конечно, завоеватели сразу так и поступили. Но вышла небольшая неувязка. Вместе с европейской цивилизацией испанцы привезли в Америку и ее болезни – в буквальном смысле этого слова. Те, к которым они сами уже более-менее привыкли и даже выработали иммунитет. А не знавшие таких напастей индейцы были перед этими болезнями беззащитны. Они гибли сотнями от оспы, кори, даже от рядовой простуды.

Кроме того, туземцы убегали с плантаций, создавали отряды и нападали на пришельцев. Всё-таки, они были там дома, на своей земле.

И тогда в 1517-м году испанский монах, епископ Бартоломео Лас Касас заявил, что индейцев надо спасти от вымирания (благородная мысль!). И поэтому надо заменить их черными рабами, так как африканский климат близок к центрально-американскому (вдвойне благородно!).

И повезли пойманных или купленных негров на Карибы. А назад в Европу – сахар.

Параллельно португальцы открыли и присоединили к своему королевству Бразилию – в Южной Америке. У них возникли схожие проблемы, и они выбрали тот же способ их решения – черные жители из зоны южнее пиренейского полуострова. В итоге, конвейер Западная Африка – Атлантический океан – Америка заработал исправно.

Тут надо уточнить, что имелась еще одна транспортная магистраль, куда более эффективная и мощная. Речь идет о доставке арабами африканских рабов в страны мусульманского мира. Она начала действовать уже в 6 веке. Ее путь пролегал из Восточной Африки через Сахару, Красное море, Индийский океан. Если, по оценкам историков, количество невольников, доставленных европейцами в Америку, равнялось около 11 млн, то число африканцев, проданных арабами, несравнимо больше.

У каждого из этих двух направлений работорговли были свои особенности. В потоке перевозимых через Атлантику преобладали мужчины – они составляли две третьих от общего числа. В основном, их использовали в сельском хозяйстве. Многие женились, завели семьи.

А вот среди тех, кого вывозили на Средний Восток, женщин было вдвое больше, чем мужчин. Их делали наложницами, заполняли ими гаремы, то есть, говоря современным языком, они становились объектами сексуальной эксплуатации. Но только в нашем нынешнем понимании, - на Востоке такая ситуация ни у кого не вызывала возражения. Детей, которых рожали эти женщины, убивали. А мужчин из этого потока преимущественно кастрировали. Некоторых забривали в солдаты.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Бразилии и США у рабов родилось много детей, и миллионы их потомков живут в этих странах до сих пор. На Среднем Востоке такого почти нет.

Несколько интересных фактов касательно Северной Америки.

Джеймстаун (Jamestown) – первое постоянное английское поселение на континенте. В 1619 году голландцы привезли сюда первую партию черных рабов. Они за ними далеко не ходили. Тут же рядом, на Карибах, ограбили испанский корабль с живым грузом из Африки и продали захваченных новоявленным белым поселенцам. Вообще, из тех 11 млн, о которых я говорил выше, 95% завезли в Центральную и Южную Америку, и только 5% - в США. Дальнейшая их судьба тоже складывалась по-разному. В Бразилии взаимодействие белых с черными было свободным, там расы смешивались. В Северной Америке контакты были очень ограничены. Хотя, в то же время в США появились и негры, ставшие свободными людьми, разбогатевшие и, более того, имевшие собственных черных рабов.

Но самое любопытное – отношение местных туземцев к африканским туземцам. Знаменитое индейское племя Чероки стремилось постепенно воспринимать разные элементы культуры белых поселенцев. Во многом стали им подражать. Переселяясь в 1830 году на выделенные правительством Индейские Территории, чероки привели с собой 15 тысяч черных рабов. Причём обращались с ними жестко. Например, индеец чероки, замеченный в том, что помогал рабам, получал 100 ударов плетью по спине.

Другое индейское племя, Семинола, тоже обзавелось рабами. Но создало для них очень благоприятные условия. Просто жили рядом.

В 19 веке в Европе в результате мощного освободительного, христианского движения работорговля была запрещена. В мусульманском мире на этот шаг никак не отреагировали, и по сути, рабство в ряде стран продолжается там уже 14 веков. Правда, в Саудовской Аравии и Йемене в 1962-м отменили закон, разрешающий покупать и продавать людей, а в Мавритании сделали это под нажимом в 1980-м. Но реально... Одна из международных организаций, SOS Slavery, в 2015-м оценила количество рабов в Мавритании в 600 000. Там есть даже большие группы потомственных невольников.

Вот такая непритязательная перекличка реалий 2018-го и 1518-го.

Комментарии

No post has been created yet.