Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Бармалей и Иона-пророк

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 983
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Маленький пролог

В славном городе Анапе есть памятник доктору Айболиту. Несколько лет назад я фотографировалась с ним. В тени Айболита пропадает и чахнет другой примечательный персонаж – Бармалей.

Бармалей – удивительный герой. Обыкновенно в сказках злые герои злы от начала и до конца, а добрые добры от начала и до конца. Переиначивая Киплинга, «с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с землей на Страшный Господень Суд». У каждого свой путь, но добрые в итоге торжествуют. И никакой метанойи для злых. Разве что какие-нибудь строптивые невесты становятся в процессе повествования добрыми и послушными жёнами. В творчестве самого Чуковского Бармалею нет в этом смысле конкурентов: да, мальчик из «Мойдодыра» и Федора из «Федориного горя», вразумленные бунтом вещей, превращаются из грязнуль в чистюль, но немытая физиономия и немытая посуда – это не порок, в конце концов. Из русских народных сказок можно вспомнить Емелю, претерпевающего невероятную личностную метаморфозу. Но он и позиционировался изначально безвредным дурнеем, а не злыднем.

То ли дело Бармалей! Бегает по Африке и кушает детей. Форменный злодей. А потом вдруг раз – и покаялся и исправился! Начал новую жизнь. Во всяком случае, пообещал, что начнёт.

Будем считать, что Бармалей действительно исправился, а не притворился исправившимся и покаявшимся под давлением превосходящих сил противника. Всё ж таки автор пишет: «И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей, А лицо у Бармалея и добрее и милей: Как я рад, как я рад, Что поеду в Ленинград». Любопытно, что другая сказка Чуковского – «Одолеем Бармалея»1 , где последний представлен в образе нераскаянного злокозненного грешника, оказалась неудачной. Не потому ли, что там нет спасения Бармалею, а есть его вечная гибель?

Однако, возникает вопрос: как людоеду-детоубийце удалось покаяться и преобразиться, став едва ли не святым? Это ж чудо из чудес!

Жизнь Бармалея до встречи с Таней-Ваней

Кто такой вообще этот Бармалей? Читателю ничего неизвестно о его детстве и юности. Возможно, он происходил из дурной семьи, воспитывался среди подонков общества, с малолетства привык к разбоям и убийствам. Или, напротив, родители его были почтенными людьми, а он, связавшись с дурной компанией, привык ко злу и очерствел сердцем.

Возможно, эманации некоего африканского зла, сильно пугавшего родителей Тани-Вани, воздействовали на Бармалея, сбивая его с пути истинного. Ведь не просто ж так для родителей Тани-Вани «Африка ужасна», «Африка опасна». Почти как у Конан-Дойля: «Остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно». Африка - земля зинджи и колдунов «Тысячи и одной ночи». Земля карфагенских жертвоприношений. Земля страшной мухи цеце и свирепой работорговли. Страх родителей Тани и Вани перед Африкой сродни чувствам пятнадцатилетнего капитана из романа Жюля Верна, с ужасом восклицавшего: «Африка! Экваториальная Африка!»

Судя по тому, что обиженный Таней и Ваней бегемот «убежал за пирамиды», до экватора дети добраться не успели. Жизнь Бармалея, скорее всего, протекала не в районе экваториальной Африки, а в египетских пределах. Но Египет – особенное место, библейская арена борьбы языческого зла со служением истинному Богу. В египетских землях подвизались величайшие праведники человечества – основатели христианского монашества Антоний Великий, Макарий Великий, великомученица Екатерина Александрийская, преподобная Мария Египетская. Не исключено, что мать Бармалея, подобно матери Августина Блаженного, еще одного уроженца Африки, возлагала на него большие надежды и неустанно молила Бога о вразумлении заблудщего сына.

Антагонист Бармалея - Доктор Айболит, человек в белых одеждах, летящий на аэроплане посланник Неба, миссионер, безмездный целитель, сказочный Давид Ливингстон. Он повелевает животными и зверями, как настоящий святой из житий. Они же охотно исполняют его волю. Настоящая миссия Айболита – спасение Бармалея. Детей он и так спасёт, это уж само собой, это совсем не сложно для него.

Но как вразумить кровожадного Бармалея? Как обратить его на путь истинный? Святой человек Айболит вызывает Крокодила. В мифологии Древнего Египта чудовище Амт - лев с головой крокодила пожирал грешников на загробном суде Осириса.

Момент, когда Крокодил проглатывает людоеда, - поворотный в судьбе Бармалея. В чреве крокодила Бармалей рыдает, молится, осознает свои прегрешения, раскаивается, а по выходе из него изъявляет радостную готовность отправиться в далёкий город Ленинград. Ничего не напоминает? Пророка Иону, без сомнения. Персонаж священной истории пророк Иона и сказочный герой Бармалей обретают покаяние внутри живого существа. Пророк Иона в чреве кита, а Бармалей в утробе крокодила. И как в случае с реальным городом Ниневией для пророчества был выбран чужестранец Иона, так и для сказочного Ленинграда выбрана колоритная фигура иноземца Бармалея.

Не стоит думать, что нельзя сравнивать кровожадного Бармалея и благочестивого пророка. Грех непослушания Богу, явленный Ионой, не такой уж и безобидный. Этим грехом согрешил Адам и был, как известно, изгнан за то из рая.

Тайна вразумляющего чрева

Пространство крокодилова чрева, как и пространство материнской утробы, вне нашего мира. Это вход в иномирную реальность, другое измерение, кротовая нора, быть может. Странное место, вроде того, в котором побывал Четверодневный Лазарь. Образ ада. Бармалею там «темно, и тесно, и уныло». Христос сравнивал Свое пребывание во аде с пребыванием Ионы пророка в чреве кита. Но чрево – и рождающая утроба, дающая шанс на новую, вторую жизнь.

Мы не знаем, сколько времени пробыл Бармалей в животе Крокодила. Время снаружи и внутри крокодилова чрева могло течь неодинаково. Это Тане и Ване показалось, что всё произошло быстро, а Бармалей, возможно, провёл там месяцы или даже годы.

Но вот Бармалей снова на свободе. Он обещает превратиться из Бармалея Ужасного в Бармалея Милостивого. Перековать мечи на орала. Не людоедствовать и разбойничать, как поганый язычник, а печь пироги и калачи, как добрый христианин.

Ленинград и новая жизнь Бармалея

Если Бармалей сказочный двойник пророка Ионы, то помимо крендельков и мятных пряничков у него должна быть другая серьёзная миссия - он должен сообщить нечто важное жителям далёкого Ленинграда. 

Что же должен сообщить ленинградцам сказочный пророк Бармалей? Чуковский ничего об этом читателю не сообщает, мы вступаем на тонкий лед догадок и предположений.

В ноябре 1919 года Корней Чуковский пишет в дневнике: "Прежней культурной среды уже нет — она погибла, и нужно столетие, чтобы создать ее. Сколько-нибудь сложного не понимают. Я люблю Андреева сквозь иронию,— но это уже недоступно. Иронию понимают только тонкие люди, а не комиссары…».

Сказка «Бармалей» выходит в свет в январе 1925 года. А в декабре этого же года Чуковский напишет в дневнике: «Как критик я принужден молчать, ибо критика у нас теперь рапповская, судят не по талантам, а по партбилетам. Сделали меня детским писателем. Но позорные истории с моими детскими книгами — их замалчивание, травля, улюлюкание — запрещения их цензурой — заставили меня сойти и с этой арены». 

Писатель переживает серьезную личную драму, ему грозит потеря профессии. Быть может, в сказке скрыто послание Чуковского литературному миру обеих столиц? Бармалей должен явиться в Ленинград и урезонить «комиссаров» от литературы и критиков с партбилетами. Покайтесь, халтурщики и комиссары, добром ваш партийный подход к литературе не закончится. Выпекайте истинный хлеб жизни и дарите его читателям, не стряпайте халтуру. Не то придет лев с головой крокодила и всех вас сожрет за милую душу.

Но вот только разве они его послушались?

1Персонаж по имени Бармалей, действующий в сказке «Одолеем Бармалея», логически не связан с тем Бармалеем, который раскаялся, полюбил детей и собрался в Ленинград. Корней Чуковский просто воспользовался старым образом для новой сказки.

Комментарии

Апельсиновый сок
Когда к нам приходит нахальный мистер Грипп с жестокой и чувственной улыбкой на губах, шепчет обманные слова и дарит отравленные поцелуи, я зову на помощь старого друга – Апельсиновый Сок. Он веселый,...
Картофелина. Сказка из холодильника
Жила-была бурая Картофелина. Она жила в холодильнике в ящике для овощей. Картофелина была некрасивая, с коричневой, бугристой кожей, неуклюжая, бесформенная да еще вдобавок грязная. Как ни счищал...
Синяя Борода, или история одного несчастливого брака: опыт интерпретации
- Уж не сказку ль про Синюю Бороду Перед тем, как засну, почитать… Анна Ахматова «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - сказал классик. Знам...
Янтарное варенье
Сказка из бабушкиного буфета В обычной городской квартире с водяным отоплением жили мальчик и девочка. Они очень любили ходить в гости к своей бабушке, жившей в белом глиняном домике-мазанке в старой...
«А я всегда об ей думаю»

Корней Чуковский, «Мойдодыр»:
«...И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава, вечная слава,
Вечная слава ...»
...
1922-й год. Когда Чуковский искал здесь рифму, ему было всего 40. Самый сок.