Читал на ночь Апулея. Забавная история.
Дело происходит в Древнем Риме. 2-й век нашей эры. Римская империя еще в полном порядке. Разрушила ненавистный ей Карфаген на южном побережье Средиземного моря. Потом отстроила его наново и сделала столицей своей колонии-провинции, для которой придумали название – Африка (вроде, от финикийского пыль). В одном из ее городов, Мадавре, и родился Апулей. Там он начинал свою учебу, а продолжил ее в Афинах и Риме. Латинским и греческим языками владел безукоризненно. Кроме того, был весьма подкован в риторике и философии.
Однажды он отправился в путешествие – в Александрию. По дороге тяжело заболел и вынужден был задержаться в городе Эя. На улице встретил давнего знакомого – Понтиана, товарища по афинской школе. Тот предложил ему остановиться в его доме, а заодно жениться на его овдовевшей матери, Пудентилле. Апулей подумал и согласился. А вскоре родственники бывшего мужа матери подали на Апулея в суд. Заявили, что добился он согласия Пудентиллы на брак нечестно, магическими приемами, то есть, заколдовал ее.
Состоялся судебный процесс, где Апулей выступил с большой речью. Позже он эту речь опубликовал под названием «Апология, или речь в защиту самого себя от обвинения в магии». Ее-то я и читал, на ночь глядя. А из этого сочинения узнал много любопытных подробностей о нравах, быте и законах славных граждан Римской империи.
Первым делом Апулей отверг целый ряд нелепых (с нашей точки зрения) обвинений, типа: он чистит зубы; пишет стихи и т.п. Обосновал ссылками на философские авторитеты, что к магии эти действия отношения не имеют. Затем нарисовал яркую картину – что представляет из себя семья одного из обвинителей, по имени Руфин:
«... весь его дом – это дом сводника, вся семья опозорена; сам он человек бесчестный, жена – проститутка и сыновья не лучше. Днем и ночью беспрерывно на потеху молодежи наружная дверь дома распахивается настежь ударами ноги, под окнами орут песни, столовая не отдыхает от шумных пирушек, спальня открыта для прелюбодеев: всякий смело может войти туда, если только заранее уплатит мужу. Так позор брачного ложа служит для него источником дохода. Некогда он ловко торговал самим собою, теперь же зарабатывает, торгуя телом жены. Очень многие с ним самим – я не лгу! – с ним самим договариваются о ночах его жены. При этом между мужем и женой существует определенный сговор: кто принесет жене богатый подарок, тех никто не замечает, и они уходят, когда хотят. А кто придет с пустыми руками, тех по данному сигналу захватывают как прелюбодеев...»
Этот Руфин подсунул Понтиану свою дочку, такую же, как мамочка, и наивный юноша женился на ней. После чего его убедили выступить против брака Апулея, который он сам же и предложил. Правда, Понтиан прожил со своей женой всего несколько месяцев и ушел в мир иной от какой-то болезни.
Спрашивается, а чего, собственно, ополчились на Апулея? С какой стати?
Оказывается, пока Пудентилла вдовствовала, скончался дед ее двух детей и оставил им неплохое наследство. А у нее уже было 4 млн сестерциев, которые она не спешила делить с многочисленными претендентами на ее руку. На эти деньги давно нацелился старший брат бывшего мужа, решивший во что бы то ни стало жениться на вдове. Ей совершенно не хотелось этого, она отбивалась, как могла. Появление Апулея вообще спутало все карты. Надо было убрать его с дороги. Обвинение в магии было самое то – за ее использование полагалась смерть.
Но – не на того напали.
Речь свою он выстроил блестяще. Не раз и не два возносил хвалу председателю суда проконсулу Клавдию Максиму – за его ум, высокую образованность и понимание ситуации. А себя представил образцом честности, добросердечия и благородства. Против обвинений выставлял логически выстроенные контраргументы.
Ему приводили слова Пудентиллы, что он магией влюбил ее в себя и лишил рассудка. Но они вырваны из контекста ее письма! – возражал Апулей. Кстати, если человек говорит, что он безумен – то он в здравом уме, а значит, нет никакой магии. Если же он действительно безумен, то он несет всякую ахинею.
Его спросили, почему они сыграли свадьбу на загородной вилле. Есть причина, объяснил Апулей – чтобы граждане не сбежались снова за подарками, так как недавно, во время женитьбы Понтиана, Пудентилла из своих средств уже раздала 50 тысяч сестерциев. А, кроме того, хотели избежать множества утомительных пиров, которые, по обычаю, являются обязанностью новобрачных.
Но самым глупым он посчитал обвинение, что женился ради приданого. Всем известно, заметил он, что обычно вдовы привлекают женихов большим приданым. А он получил всего-навсего 300 тысяч сестерциев! Более того, он убедил свою жену написать завещание, в котором она оставляет сыновьям очень большую долю – несмотря на то, что она против этого возражала, да еще учитывая, что младший сын всячески оскорблял и обижал ее. Но он, Апулей, хотел, чтобы в семье были мир и согласие.
И тут же уточнил, о чём идет речь. Пудентилла обязалась «... отдать сыновьям деньги, которые они требовали... кроме того, подарить им из ее собственного имущества самые плодородные поля, громадный, богато убранный дом, много пшеницы, ячменя, вина, масла и других плодов земли, по меньшей мере четыреста рабов и, наконец, немалое количество скота...»
Честно скажу, больше всего меня поразили «по меньшей мере 400 рабов». Ясно, что отдавали не последнее. Сколько их всего было, трудно сказать. Они, конечно, вкалывали – на то рабский труд и расчитан. Но и для них требовались жилье, одежда, еда. Это ж какое должно быть огромное хозяйство! Нет, Апулей не был таким бедным, каким представлял себя.
А в суде три момента помогли ему выстроить выигрышную речь: показ порочности его обвинителей; демонстрация собственного благородства и доброты, а также постоянные ссылки на авторитеты. В свою поддержку он приводил мысли и слова чуть ли не всех императоров Рима, начиная с Цезаря, и античных философов – Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита, Анаксагора, Эпикура и т.д. и т.д.
Неудивительно, что Апулей выиграл дело. Он отправился в Карфаген, стал там Верховным жрецом, и ему при жизни поставили две статуи – за большие заслуги. Что касается его речи, то это выдающийся памятник эпохи. Она выпукло передает быт, отношения и традиции своего времени. Но есть некоторые тонкости.
У меня его «Апология» - в академическом издании 1959 года. Широкоформатный том с комментариями, а сама речь занимает в нём 90 страниц убористого текста! Комментаторы отмечают, что у Апулея было всего 4 дня на подготовку выступления, и не мог он так быстро создать такое объемное и безупречное произведение. Скорее всего, сначала выступил, а потом написал, улучшив и украсив текст. С этим нельзя не согласиться, особенно учитывая, что главного свидетеля событий, его друга Понтиана, уже не было в живых. И он умело показал себя с самой лучшей стороны, отвергнув обвинения в магии и ловко обойдя цели и детали своей женитьбы.
Кстати, о пылкой любви к невесте не было произнесено ни единого словечка. Хотя в другом своем знаменитом произведении у него есть полный набор слов и действий – и желание, и вожделение, и страсть. Поэтому мне кажется, что на самом деле всё обстояло иначе. Не так высокопарно, ведь дело-то житейское. Не забудем, что во 2-м веке, как и в 21-м, с деньгами хорошо, а без денег плохо.
Итак, мой вариант событий.
Парень из провинции, получивший от отца миллион и уже потративший его на Грецию, Рим и обучение в философской школе, из любознательности отправляется в путешествие в Александрию. Дорога дальняя и нелегкая. Он останавливается на отдых в городе Эя и случайно встречает там бывшего товарища по афинской школе – Понтиана. Разговорились – то да сё, что слышно, как жизнь. Понтиан делится: надо бы жениться, да вот живу пока с матерью.
— А отец где? – интересуется Апулей.
— Давно помер, - говорит Понтиан. – Недавно и дед скончался, кое-какое наследство оставил.
— Наверно, у матери от женихов отбоя нет? – как бы между прочим, замечает Апулей.
— Хватает, но она пока всем отказывает, выбрать не может.
— А я путешествую, - доверительно сообщает Апулей. – Остановился в вашем городе, да не знаю, гда переночевать.
— Так в чём же дело – пойдём к нам!
И Понтиан приводит домой своего друга.
А дома женщина, которая уже 14 лет вдовствует. Которая заболела, и все повивальные бабки в один голос твердят ей: тебе нужен мужчина – и ты сразу выздоровеешь! Женщина весьма заурядной внешности, которой, увы, уже за сорок. И тут совершенно неожиданно в ее владениях появляется молодой красавец, едва достигший тридцати.
Неужели в подобной ситуации нужны были еще приворотное зелье и магические заклинания, чтобы влюбить заждавшуюся вдову в очень кстати посланного ей Юпитером и Венерой добра молодца?!
У меня нет никаких сомнений, что уже в первую ночь Пудентилла приступила к процессу своего выздоровления. Очевидно, процесс этот пошел так успешно, что вскоре парочка сбежала в загородную виллу, где и сыграли свадебку. Втихаря, чтобы никто не помешал. Правда, родственники бывшего мужа засуетились, да и Понтиан понял, что можно пролететь с наследством, но Апулей действовал точно и честно, а жена готова была идти за ним и в огонь, и в воду.
Вероятнее всего, так дела и обстояли – просто и непритязательно. Правда, в такой подаче ни для суда, ни для книги они не годились. Поэтому понадобились высокие слова, ссылки на Сократа и Платона, обличение пороков (у чужих) и восхваление добродетелей (у своих) – весь тот джентльменский набор, который в ходу уже много тысячелетий. Ничего не поделаешь, люди не меняются. Да и пороки тоже – только приобретают новые формы и оттенки.
Впрочем, может, насчёт неизменности – это заблуждение, и мыслящие существа 21 века в моральном отношении несравненно выше своих предков, живших две тысячи лет назад?
В любом случае, читайте на ночь Апулея – прекрасные сны будут сниться!