Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Двойные «времена года» Михаила Еремина

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1665
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Стихотворение Михаила Еремина, патриарха независимой русской поэзии, созданное в 2014 году и опубликованное в «Новом мире» (2015, №1) имеет нотный эпиграф: начало пьесы «Январь» «Времен года») Чайковского. Ключ к этому стихотворению -- в расхождении между музыкальным изображением отдельных месяцев и общим названием цикла «Времена года» (и называнием в стихотворении этих времен года). А причины этого расхождения, которое велит месяцы сразу сбить во времена, понятны, если вспомнить, как по разному изображались времена года в классической европейской культуре и в эпоху модерна.

В старой Европе год начинался с весны, времени работ, времени Благовещения, благословляющего мирные занятия. Это было и утро жизни, тогда как днем жизни было лето, не желающее уходить, но довольствующееся благами своей зрелости, тогда как старый возраст отличался чуткостью вечера и зимы, когда холодный воздух легко проводит всякий звук и всякий запах. Можно вспомнить “Три возраста” Тициана (1511), с младенческим сном под еще одинокими прутьями веток, в мирном покое и благоговении для всех, зрелостью в тени деревьев, не отпускающих заполняющую все своими улыбками любовь, и старость, у срубленного дерева зимних забот.

А если мы вспомним циклы Альфонса Мухи, то в них как раз времена года легко соотносятся и с фазами дня, и с этапами человеческой жизни. Зима зябнет, или сидит склоненной, как будто ребенок, испуганный и жаждущий тепла. Весна задумчива, как задумчива мечтательная юность, из смуты ощущений похищающая сокровище все более ярких и теплых мгновений. Лето купается в подсолнухах, в этой тяжести еще цветущих плодов, заставляющих присесть, легким облокачиванием снимая тяжесть вызревания. А осень, несущая корзинку плодов в диком танце, показывает тем самым, что держит голову только этим летящим напряжением танца, а так бы склонила ее в вечернем полусне. Те же мотивы мы видим и в его изображении четырех времен суток, с тем отличием, что утро соответствует весне, врывающейся первым полнокровием в стихию жизни, а ночью, сидящей под холодными кипарисами, одетыми лишь лунным светом, и приходится входить в зиму давно отошедшей и давно забывшей про себя жизни, вроде младенческого сна Тициана, но только в старости. Грубо в этом можно увидеть “впадание в детство”, но на самом деле это просто переживание собственной забытости без отчаяния, но по закону еще не исполнившейся полноты дней.

Лирический герой М. Ерёмина говорит от лица героя, для которого зима оказывается не только временем чуткости, но и временем забвения. Он мечтает о забвении, но это забвение должно быть перенесено из зимы в летний зной, чтобы “не вспоминать” там о зиме. Поэтому он возвращается от понимания зимы как детства или дряхлости в модерне, как ночи или холода, к пониманию зимы как спокойного вечера, когда можно не сетовать, но радоваться собственной чуткости. И такой чуткостью и обладает музыка, которая в смешении звуков позволяет пережить то смешение соков, которое и связывали в старой культуре с дряхлостью, те прорванные границы в телесной оболочке и смешанные соки, обостряющие старческую чувственность. Далее вдруг оказывается, что осенью весна вспоминается не как только начало жизни, нежный возраст “полутонов”, смутных чувств юности, но и как младенчество, когда все мирно спят и мирно ждут. В отличие от культа индивидуального младенца в эпоху модерна, в старой культуре младенцы толпятся у входа в большую жизнь, вместе дыша воздухом мирного покоя, “на земле мир”. Из цветастой, танцующей осени Мухи Еремин смотрит в ренессансную весну ожидания, иначе говоря, перехода к мирной жизни. В битве ничего не ждут, действуют, а ждут только мира.

Когда бы вспало любоваться,
Не сетуя на стужу и метель,
Зимой зимой — смешением RYGM
До белизны, и в летний зной не вспоминать
О снежности, а пестрой осенью не грезить
Полутонами нежных первоцветов
В согласии с цветущими и спящими,
Цветастыми и ждущими.
2014

Привязка к тегам Времена года Еремин живопись

Комментарии

«Останься пеной, Афродита!»
Наверное, нет однозначного ответа на вопрос, что появилось раньше: изобразительное искусство или язык, и что сыграло более значительную роль в формировании феномена человека. Обе эти сферы деятельност...
стихи, проза, разное
*** как я говорила ей повесить белье около дома вдоль забора под деревом как я повторяла когда постирала белье как я разбирала белье из корзины собирала белье роняла на пол как я повторяла в детстве ...
Тень «Триумфов» в пастернаковском «Августе»
При всей хрестоматийности пастернаковского «Августа» (1953), стихотворение выглядит странно: большая часть его -- это пересказ сна, причем прямая речь звучит внутри сна. Сложная система триумфов любви...
О любителях и дилетантах
Однажды профессор Строгановки М. Г. (преподаватель моей дочери) и ее отец (маститый художник) поехали в Тоскану на пленэр. Расположились на живописном холме (впрочем, там других не бывает). Поставили...
Тициан, Карл V, Филипп ΙΙ и Вас. Комаровский
В знаменитом стихотворении «Закат» Вас. Комаровского (1912), великого русского неоманьериста, упоминание Тициана вроде бы понятно сразу: «соорудить фонтан» удалось на полотне Тициана «Диана и Каллисто...
Пасмурный мир Леона Спиллиарта
Из ранних рассказов Виктора Пелевина я чаще всего перечитываю «Нику». Лишь в самой последней фразе этой замысловатой истории мы узнаём, что заглавная героиня, от непостоянства которой так страдает рас...
Ворованный воздух: одна живописная параллель
В европейской культуре обычно вода уносит память, по реке забвения, а воздух ее приносит, на легких крыльях небесных вестников. У Мандельштама иначе: вода всё время “учит”, в точности отражая будущее,...
Известь
Летучая мышь   Остервенели бентофаги от изобилия стрекоз, Луна, зачатая в овраге, приподнималась на откос. От плесков пена пеленала рябь отуманенной реки, Торча, – точилкой из пенала – часов...
Гулливер в стране еху
Бельгийский живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949) прожил очень долгую жизнь, оказал влияние на становление экспрессионизма и символизма в искусстве, на склоне лет был принят в Королевскую академ...
Сквозь мутное стекло
Мы, наверное, сошли бы с ума, если бы могли сосредоточиться на мысли о том, насколько зыбки наши представления об окружающем нас мире. Обыватель игнорирует непонятное. Учёный формулирует всё новые зак...