22.09.2019
часть первая
Строгая форма вольного содержания*
Танкетке больше 12 лет. Мне посчастливилось встретиться с ней около 10 лет назад. Вспыхнула любовь с первого взгляда. Позже я понял, чем привлекли меня танкетки. С детства я метался между физикой и лирикой, прагматизмом и романтизмом, пытаясь подружить в себе сумбурность со структурностью мыслей и речи. И тут такая поэтическая миниатюра. Мои инженерный мозг и песенная душа почувствовали каждый своё, родное. Краткость и ёмкость, свобода содержания и жёсткость формы, точный расчёт и многослойность авторских намёков, отсылок, странных (бессмысленных?) образов, лиризм природы и расслабленный юмор. В общем, ажур арматур, простор и дисциплина в одном флаконе.
Итак, танкетка. Такое серьёзно-несерьёзное название дал ей её изобретатель поэт Алексей Верницкий, который так определяет место танкетки в литературе: «Если хайку в литературе занимают то же место, что шахматы в спорте, то можно сказать, что танкетки по сравнению с хайку – это то же, что шашки по сравнению с шахматами. Правила шашек проще, и партия длится меньше времени, однако принцип этой игры построен на той же логике, что и шахматы. Так же и танкетки короче хайку, но принцип написания танкеток основан на том же сочетании медитации и ритуала, что и у хайку»**.
«Этот жанр способен проявить тончайшие виды остроумия, соединяя сразу несколько приёмов создания пуанта…Пуант в танкетке как бы отправляет читателя в путешествие по ландшафту меняющихся смыслов. Из зерна миниатюрного стихотворения может разрастаться целый мир в имагинации читателя, побуждённой пуантом. Таким образом, именно пуант осуществляет главную задачу, поставленную А.Верницким перед новоизобретённым жанром: осуществить поэтическую форму медитации»***.
А вот что писал поэт В.А.Губайловский о жанре поэтической миниатюры, включая танкетку: «Поэтическая миниатюра как жанр не находится полностью за границей эстетической нейтральности, она ещё не стала фактом искусства, ещё остается в поле эстетически неосвоенной реальности. И в этом ее безусловное преимущество. Она бьёт в упор, она обращена как реплика частного лица частному же лицу, а не как поэтическое послание ещё неродившемуся собеседнику…
Жанр поэтической миниатюры — это полоса прибоя, которым поэтический океан надвигается на эстетически неосвоенную действительность, это — живая, дышащая бахрома поэзии. Это бесчисленные щупальца, которыми она приникает и осязает сегодняшнюю действительность. То, что появляются замечательно точные и глубокие поэтические миниатюры, подтверждает: процесс развития поэзии не остановился. Она жива и пробует новые формы, перехлёстывая через определённые самой себе края»****.
* – Из предисловия (2015г.) автора к книге танкеток «Весна. Сезон монад», 2-е издание, СПб.: Т/О «Неформат», 2017
** –https://26.netslova.ru/Teoria_Tanketki2
*** –Эмилия Ткаченко. Калейдоскоп в стихах. К поэтике пуанта в танкетке - "Имидж, диалог, эксперимент - поля современной русской поэзии" (Хенрике Шталь / Марион Рутц (Ред.)), "Verlag Otto Sagner", München-Berlin-Washington/D.C., 2013
**** – Журнал поэзии «Арион», № 4, 2003
*
две строки
как губы
*
закат
право Солнца
*
берег
плеск небрежный
*
небо
звёзд мурашки
*
дева
пол но ценность
*
а он
андерталец
*
Роден
нагая мысль
*
крыша
вслед за чулком
*
женщина
с глаз до ой
*
лапша
в наушниках
*
личность
не толпитесь
*
сердце
эхом к слову
*
пряник
маска кнута
*
сон в раю
снится жизнь
*
ангелы
титры сна
*
собачка
сторож букв
*
друзья
крот и страус
*
кукушка
волнуюсь
*
мир скобок
ноль вдвоём
*
пуговка
жизнь в петле
*
ладонь
схема траншей
*
трамвай
как по маслу
*
Дарвин
за Вами хвост
*
к цели
серпантином
*
планы
роман в твиттер
*
мир бос
без танкеток
~ ~ ~