Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3828
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще в минувшем столетии. И которую, однако, решительно невозможно до сих пор провести по тому унылому разряду «классики», что предполагает лишь снобитское удовольствие от «знания-владения». Джаз, одним словом, жив почти как Цой или Джим Моррисон.

Именно по этой причине в пространстве новомирского сайта продолжает свое регулярно мерцающее существование проект «Джазовый лексикон 2.0». Настоящий выпуск по счету четвертый, а в своем движении по листам джазовой конкордации мы добрались до буквы «Г». Тут, конечно, можно было рассказать, например, о джазовой гитаре или о «Голубой рапсодии» Гершвина. Все это когда-нибудь, может, и будет. Но ваш покорный слуга, копаясь в материалах, как-то неожиданно и почти без участия собственной воли вывернул на тему «Гобой в джазе». Именно то, конечно, что надо, если учесть, что на гобое в джазе практически не играют. То есть, арфа на фоне гобоя – это вполне себе распространенный инструмент.

Но практически - не то же самое, что совсем. Гобой в целом плохо отвечает джазовым базовым потребностям. У него специфический, не очень сильный звук, совсем не джазовый «гнусавый» тембр, на гобое не получишь тембральных эффектов и ярких атак, которые вроде бы стали уже неотъемлемыми элементами джазового языка (недаром даже кларнет, тоже проигрывающий здесь саксофонам и медным, в процессе развития джаза был вытеснен с первых позиций на периферию). Гобой точно не годится для быстрой игры. И все же гобои изредка появляются уже в ранних джазовых оркестрах, прежде всего в оркестре Пола Уайтмена. Что, как раз, не странно, потому что этот оркестр как бы проращивал в себе джазовые начала ради их модности, но в принципе был ориентирован на исполнение обычной развлекательной музыки начала прошлого века, то есть представлял из себя нечто вроде вырожденного симфонического – ну, по аналогии с нашими эстрадными оркестрами. Был, скажем, мультиинструменталист Гарвин Бушелл, игравший на всех тростевых – кларнете, разных гобоях, саксофонах, фаготах – и на флейте. Он родился аж в 1902 году и записывался еще с Фэтсом Уоллером в двадцатых - а в шестидесятые мы можем встретить его на сессиях ни много ни мало у Джона Колтрейна, который находился тогда на пике популярности, всячески эксплуатируя и развивая принципы модального джаза и заглядывая уже во фри-джазовые области. Старый гобоист (точнее – он использует там разновидность гобоя – английский рожок) – стоит в одном ряду с такими молодыми львами и будущими абсолютными джазовыми легендами, как Эрик Долфи, Маккой Тайнер, Элвин Джонс.

Я ставлю сюда эту запись исключительно факультативно. Как чаще всего с гобоем в джазе и бывало, здесь инструмент Бушелла используется в колористических целях. Вот он появляется в начале, играет тягучую тему (пьеса и называется – «Индия») – а в тех собственно джазовых событиях, которые происходят после этого пятнадцать минут ( главным образом, очень много колтрейновского назойливо-высокого сопрано-саксофона), уже никакого участия не принимает. Поэтому и в раннем джазе гобой показать трудно – он теряется в ансамбле, оркестре, его существование оправдывают две-три ноты, которых приходится ждать специально.

Итак, ролик, который стоит слушать либо если вы просто хотите послушать добротного Джона Колтрейна в самом расцвете, либо если вам очень интересно про гобой – но он там, повторюсь, в самом начале. Это из записей выступлений ансамбля Колтрейна в клубе Village Vanguard в ноябре 1961 года. Индия.

Казалось бы, раскрепощенный, полноценный джазовый гобой вероятнее всего обнаружить в ансамблях Западного побережья 50-60-х годов, коль скоро музыканты здесь в существенной степени держали в уме европейскую композиторскую музыку. Однако первым человеком, который стал использовать гобой регулярно и на первом плане, стал музыкант с боповыми корнями, саксофонист и флейтист Юзеф Латиф. С самого начала сольной карьеры он сделал «фишкой» общую подчеркнутую интеллекутальность своей музыки, восточные аллюзии в пьесах и использование экзотических для джаза (да и не только для него) инструментов вроде арабской флейты аргул. Впервые гобой входит в инструментарий Латифа в 1960 году, и где-то до 80-х музыкант достаточно регулярно к нему обращался. Вот видео 1972 года. Блюз на гобое. Редко встречается.

Нечастые появления гобоя в современном джазе и околоджазовой музыке, кажется, вообще никогда не бывают связаны с «обычными», говоря условно, джазовыми стилистиками, ведущими так или иначе происхождение от би-бопа или от более ранних стилей. Скорее, гобой можно отыскать в областях, которые находятся ближе к этноджазу, к композиторской музыке джазового облика. Вот сорокалетний американский композитор и гобоист Кайл Брукман. Он персонаж многогранный, рубит индастриал и хардкор, а заодно ведет составы более джазового толка и вступает в разные коллаборации со всякими авангардными джазовыми, электронными музыкантами. В духе нью-йоркского авангарда, одного из самых влиятельных сегодня течений в джазе, в музыке его ансамбля “Wrack” сочетаются композиторская работа, свободная импровизация, заметны, как мне кажется, и оттенки клезмера. Вот такой современный джаз, видео 2012 года. Брукман там слева, а не в центре. Играет, кстати тоже на английском рожке – и в первой половине ролика, потом уже другие участники группы показывают себя.

Пол Маккэндлесс – тоже редкий случай гобоиста по-преимуществу, хотя сопрано-саксофоном и кларнетами он также не пренебрегает. Маккэндлесс является основателем известного ансамбля «Орегон», явившегося на свет в 1970 году и существующего на стыке джаза, традиционных неевропейских музыкальных систем (индийской, например), этники, воображаемого фолка, композиторского письма. С течением времени «Орегон» дрейфовал от более джазовых структур и звучания ко все менее таковым. И некоторые из записей ансамбля вызывают, конечно, вопрос: какое это вообще имеет к джазу отношение и почему подается под джазовой рубрикой. Ответить тут проще всего в прагматическом ключе: потому что это музыка как раз того рода, какую сегодня можно встретить именно на джазовых фестивалях. Гобой Мамккэндлэса (как, впрочем, и не вполне «форматная» для джаза – она, скорее, откуда-то из фолк-культуры или из прог-рока - акустическая гитара Ральфа Таунера) обеспечивали звучанию «Орегона» такую характерность, что спутать ансамбль с кем-нибудь практически невозможно.

У нас видео, сделанное в 1980 году. В сети полно более поздних и более качественных видео позднего «Орегона», однако здесь мы можем видеть Колина Уолкотта, легендарную фигуру среди тех музыкантов, которые начинали с 60-х годов обращаться к индийской музыке и прочим неевропейским музыкальным традициям. Колин играет на индийской перкуссии и на ситаре. Он долго считался единственным неиндийцем, который действительно умел играть на индийских ударных. В 1984 году он погиб в автомобильной аварии в Восточной Германии, где «Орегон» гастролировал.

Гобойная тема позволяет нам впервые отметить и выходца с нашего некогда общего государственного пространства – музыканта, скажем так, постсоветского. Зовут его Энвер Измайлов. Он-то не гобоист, а вовсе даже гитарист. Я не могу назвать его ни иностранцем, ни соотечественником – по недостатку информации. Он крымский татарин, родившийся в Фергане, в Узбекистане, в 1955 году – а жил, по крайней мере до конца девяностых, под Симферополем, то есть несомненно являлся украинцем, да и был народным артистом Украины. Где он живет сейчас – толком мне неизвестно, но вполне могу предположить, что где-нибудь в Европе. Измайлов был в СССР пионером игры тэппингом – то есть, когда не щиплют гитарные струны одной рукой, а другой зажимают, но звук извлекается благодаря удару подушечкой пальца по струне, которая, в свою очередь, ударяется о гриф. С 90-х годов он плотно занялся этноджазом, построенным у него прежде всего на фольклоре крымских татар. Ну и вообще стяжал славу подлинного виртуоза. Но как он попал в компанию гобоистов? А вот как. В 2014 году были у него фестивальные выступления в Париже в составе трио с фаготистом Полом Хэнсоном и человеком, который настолько ассоциирует себя именно с гобоем, что у него и сценический псевдоним - Oboman (гобой по-английски – oboe). В миру Oboman'а зовут Жан-Люк Филон и происходит он из Франции.

У этого ролика высокое разрешение, и чтобы он не вис и не хлюпал, можно нажать там внизу в строке на шестереночку и выбрать параметр попроще.

На чем и подходит с своему завершению четвертый, несколько разросшийся выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Всем привет - и до будущих встреч.

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
b2ap3_thumbnail_Picture2_20160202-120128_1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
b2ap3_thumbnail_D6-Picture-2.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
dzhaz-8-Picture2-1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер
Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагаю...