Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Исступление

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1692
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Оценивая произведение современного искусства, непременно ищем сходство с чем-то, встречавшимся ранее. Находим, вешаем на автора ярлык: «похож на того-то», «работает в таком-то стиле». Но ведь можно искать не сходство, а отличие, и так определить творческую индивидуальность.

Яркая черта поэзии Марины Кудимовой - буквальность, однозначность, отсутствие недосказанности, что подчёркнуто энергичным разговорным ритмом.

"...Я из последних - слушающих, / Но я из первых - видящих..."

Автор настаивает на диалоге, слагает строки так, чтобы они были понятны каждому.

"...Перегрызлись браться, ровно тати, / Собирая банды, а не рати, / И подъяв хоругви, как колы..."

Каждая тема отчётлива, лишена разночтений.

"Юность моя в красноглазой герани..."

"...За этот молящийся матом народ..."

"...Родина вслед за мною / Гонится по пятам... / ... / Что же я здесь забыла? / Что меня держит здесь?"

Когда поэт находит в себе силы обвести любящим взглядом окружающее пространство и ужаснуться несовершенству, строки возникают в сжатой форме страстного призыва.

"...Отечество моё! / Твои пророки - воры..."

"...В единственном, пожалуй, государстве,  / Где не народ устал, а караул".

Индивидуальность автора, его узнаваемость очевидны. Но искусство упрямо уходит от того, что становится узнаваемым. "Исступление" - стихотворение, которое ошеломляет.

Начинается точным описанием момента смерти, последнего испускаемого дыхания - исступления. Это первая строфа. Как отвлекающий манёвр, две следующие строфы возвращаются к привычному слогу, жонглируя словно случайными словами. Нагнетается хаотический беспорядок разрозненных штрихов, из которого выдвигается неназванное - страх перед неведомой жестокостью, стоящей вплотную. Четвёртая строфа неожиданна, она являет новую тему - раздвоение единого. Начинается монолог остающейся половины, которая обращается к уходящей, - завещание, оно же и прощание:

"И покудова я из-под гор и дерев / Буду этот полёт созерцать, замерев, / Исступления не прерывай".

Пятая строфа уводит за грань буквальности. Раздвоение единого необратимо ведёт к образованию двух сущностей, земной и небесной. Что созвучно с прозрениями Даниила Андреева о второй, Небесной России.

Стихотворение завершается необъяснимыми словами, за которыми стоят механизмы высшего порядка, проницающие сознание непосредственно, вне понимания, сверхчувственно. Откровение. В переводе на обычный язык: широкая душа не может с такой силой любить, беречь, спасать себя самоё, как она способна это сделать в отношении кого-то другого, чужого. Спасти себя Россия может, только став для себя чужой.

"...И когда возыграет, возблещет Труба, / В сонме вестников я не узнаю тебя, / Близорукая для высоты, / Не услышу свидетельств на Страшном Суде / И не встречу тебя никогда и нигде, / И не вспомню, что я - это ты..."

 

 

 

Комментарии

Метафора волка
Писать в стол было для меня почти сакраментальным актом. Нет, не потому что в ранней юности меня не публиковали, и писать в стол – единственное что оставалось. Как раз наоборот. Моя писательская судьб...
Кратчайший экфрасис у Якопо Саннадзаро
Поэма Якопо Саннадзаро «О рожденном Девой» (1526) по названию напоминает средневековые трактаты, – как трактат «О зачатии Девы» Ансельма Кентерберийского. Но по сути – образец работы с готовыми образа...
Философия милости: к 15-летию кончины Виктора Кривулина
Сонет Виктора Кривулина, вошедший в книгу Requiem(1998) как текст 16, на первый взгляд понятен: программа «абсолютной поэзии» Стефана Малларме сопоставляется с представлением об абсолютной святости Се...
Рассвет и нарциссизм
Знаменитый «Рассвет» Филиппа-Отто Рунге представляет воздушные лилии, восходящие к небу, и невзрачно растущие на земле нарциссы -- предмет заботы. Те же самые лилии и нарциссы повторены на живописном ...
Чтение как плодотворное браконьерство
Появление филологии меняет не только отношение к литературе, но и сущность литературы. До филологии литература должна была подавать сигналы, чтобы обратить на себя внимание. Например, в трагедии должн...
Остап Сливинский: "15 секвенций"
С этим зубом, который растёт втайне, пользуясь моим сном, Чтобы однажды утром, быть может, засверкать, как страшное оружие, Со всё ещё неплохим телом, хотя уже и с замедленным течением соков И доба...
Умная книга
Умная книга умеет открыться на нужной странице. Афористичность - одно из ключевых достоинств и поэтических, и прозаических произведений. Если обнаруживаешь её в наобум распахнутой книге, ку...
Что же, если не душа? О рецензиях.
Есть рецензии острые, резкие, саркастичные, есть неожиданные и остроумные, есть виртуозно-образные - сами как поэзия. Есть глубокие, философские, отталкивающиеся от предмета рецензирования и уводящие ...
«Лебедь» Аронзона: от чувства к смыслу
И.В. Ерохиной «Лебедь» Леонида Аронзона, сонет-манифест, и понятен, и ускользает от понимания. Это менее всего «гротескное» стихотворение, если под гротеском понимать сшивание несовместимых образов н...
Фрагменты храма
* * * Жаль этих  дней последних, чистых. В просверленный янтарь листа То жук мигнёт, то черепица, То тающая высота. Уже в ветвях не шум, но отзвук. Во всём изысканность и спад. Просторней ...
Медицинские Центры севастопольская тут;Nutrakey