Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Кленовский и Мантенья

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 583
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Одно из стихотворений Дмитрия Кленовского, выпускника Царскосельского Лицея и одного из самых преданных последователей Иннокентия Анненского, начинается:

Не сейчас! — в Христово Воскресенье,

Под адриатический прибой,

В померанцевых садах Мантеньи

Было бы нам встретиться с тобой!

На первый взгляд, путаница образов времени, образов пространства, причин и целей. Почему апофеоз любви в Италии -- легко представить, но почему на Пасху? Что мешает нынешней встрече, и почему именно образность Мантеньи является лучшим залогом встречи, чем поэтический слог и поэтическое желание?

Конечно, речь о знаменитом плафоне Супружеской Комнаты в мантуанском Герцогском Дворце (после 1465), который цитируется как образец тромплёя. Напротив на этом тромплее павлин Геры и апельсиновое дерево в кадке, как два образа супружества. Гера велит хранить верность, а апельсиновый цвет благословляет плоды верности. Гера суровостью блюдет брак с Зевсом, а апельсин не знает разнообразия сортов, и потому замыкает верность уже не кольцом обзора, что всё видно, а внутренним воспроизводством единого образа. Так и оправдан сам тромплёй: будучи иллюзией полного видения ситуации из самого изображенного воздуха, он же воспроизводит правила нашего зрения как сохраняющиеся в чистоте, чтобы зрению ни предлагалось, живость событий или иллюзия общения о них.

Но павлин -- это еще и нетление плоти, ознаменованная Воскресением. И апельсиновое дерево в кадке -- образ закрытого сада, который виден сверху, но не виден снизу, как высоко поднятого сада Воскресения. Закрытый сад именно виден как гармоничное сочетание деревьев, лучший образ верного единства, но созерцаемый сверху, глазами милости, а не глазами всматривания. Такой милостью в тромплёе Мантеньи было освещение лиц как бы сверху, а в стихотворении Кленовского милость -- само желание встречи у моря, продолжающей верность в свободном полете и свободном плавании, чему и посвящено все стихотворение. Желание здесь оказывается желанием смотреть на море сверху, “и внизу увидим море С парусом на голубой волне”, наподобие того, как путти в тромплёе перемахивают через ограду, чтобы лучше смотреть сверху, а милостивый взгляд только и позволит большим событиям жизни продолжиться в раю.

Комментарии

про чувство родины
Не сменить пластику? Но родина снится опять... С. Гандлевский То и дело то тут, то там я слышу один и тот же спор - спор о родине. Одни утверждают, что любят родину, а другие возражают – было бы за ...
Кратчайший экфрасис у Якопо Саннадзаро
Поэма Якопо Саннадзаро «О рожденном Девой» (1526) по названию напоминает средневековые трактаты, – как трактат «О зачатии Девы» Ансельма Кентерберийского. Но по сути – образец работы с готовыми образа...
Тайна звездной бахромы: об одном стихотворении Мэри Визи
Поцелуешь горестные веки, скажешь, „дорогая, улыбнись!” в час, когда засеребрятся реки и подернется туманом высь. В далеко ушедшем кватроченто так писали небо мастера: облака развившаяся лента, звезд...
Ностальгия с открытыми глазами

А вокруг скалы Умбрии, покрытые лишаями леса,
как на картинах Пьеро делла Франческа.

-- писал Борис Филиппов в поэме “Итальянское лето: мимолетности”, навеянной в 1968 г. поездкой в Ассизи.

Как серафим у Боттичини: искусствоведческая ошибка Иннокентия Анненского и ее мировоззренческий смысл
“Тоска возврата” Иннокентия Анненского, сонет с нетрадиционной рифмовкой, воспроизводящий значительную часть образности стихотворения “Святая” Стефана Малларме (1865; больше известно по песне Равеля 1...
Черный куст: рябина или шиповник?
Черный куст в сонете Анненского “Конец осенней сказки” Да из черного куста Там и сям сочатся грозди И краснеют... точно гвозди После снятого Христа. -- соблазнительно понять как куст рябины: темная ...
Среди миров: опыт прочтения сюжета
Виктории Малкиной Хрестоматийное романсовое стихотворение Иннокентия Анненского меньше всего обделено читательским вниманием, но сюжет его не вполне ясен: должны ли мы читать его как развернутый симв...