Пример

Prev Next
.
.

Юрий Жуковский

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

«Левиафан»

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
«Левиафан»

Вот я и посмотрел «Левиафан». О чём кино – позже. О чём говорят, в связи с кино, диву даюсь. Если взять сюжет о герое-одиночке и обрубить сюжетную ветвь с героем-одиночкой – то победит мафия. Невероятно сложный вывод из фильма. Неважно, в румынском ли городке времён Чаушеску, в российском ли, времён Путина, или в колумбийской глубинке, времён наркомафии, происходит действие, но адвокат, взятый на понт, и взявшийся с первого раза – не аргумент в обвинении режима, любого режима. Собственно, с Путиным мэра связывает только портрет Путина над головой. Не буду утомлять бдительных киноманов поводами для проявления эрудиции, тьма фильмов, где и страшно, и трудно, и мафия бессмертна, и герой побеждает.

 

Но если сначала внятный, а потом совершенно невнятный герой, приехавший то ли другу помочь, то ли ради невнятной жены друга, то ли взял деньги, то ли слился при первом серьёзном сопротивлении – не больно и не страшно. Частный случай. Это не экшн, а сумятица.

Обрубив сюжетные канаты экшна, режиссёр начинает экзистенциальничать, скалы, волны, сдержанная роковая музыка. Женщина, помогающая в экшнах герою-одиночке, у Звягинцева молчит, обращаясь за помощью к представителю власти, прикрывая агрессивного, слабого пьяницу-мужа. Актриса усиленно играет лицом, являя собой симулякр Маргариты Тереховой из «Зеркала» Тарковского. Но у Тарковского не экшн, а у Звягинцева – не «Зеркало». Что, собственно, играет Елена Лядова – неведомо, но лицо её играет боль и страх. Её персонаж – средневековая маска, функция молчания, тщащаяся достичь глубокомыслия Лив Ульман, презрев экшн, её облик так же соотносится с рыбзаводом, как с предложением стать московской продавщицей. Автобус с надписью «Рыбзавод» смотрится почти пародийно. Вот и мэр саркастически реагирует на предложение отведать рыбки. Для экшна очень важно, кто именно убил жену друга героя-одиночки; для публицистической плакатности важно, что посадить за её убийство могут кого угодно, включая мужа – друга главного героя. И изнасиловать её может любое щупальце прибрежного Левиафана. Алексей Серебряков играет псевдомачо, в нём нет ни бунта, ни смирения, его протест – коллективистской природы. Фильм о борьбе с Левиафаном без героев, борющихся с Левиафаном, обречён на победу Левиафана. И какой-то дьякон рыженький несёт пьяному псевдомачо ключевую мораль, давшую название картине. То есть, заведомо мимо, в отсутствии Годо и главного героя. Режиссёр пытается сделать экшн – не экшн, документальную картину – не документальную, арт-хаус – не арт-хаус, и печать великих чтоб проявлялась, как бы говоря, что не видны никому его белые нитки, и нет их, нитки исключительно чёрные.

А кино – хорошее.

Фильм «Левиафан» (Leviathan), Россия, 2014. Режиссёр – Андрей Звягинцев (Andrey Zvyagintsev). Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. Приз за «Лучший фильм» Лондонского кинофестиваля. Номинация на Премию Европейской киноакадемии: «За лучший европейский фильм». Номинация на Премию Британской киноакадемии: «За лучший не англоязычный фильм». Номинация на Премию «Оскар»: «За лучший фильм на иностранном языке».

Привязка к тегам Левиафан