Пример

Prev Next
.
.

Юрий Жуковский

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Мелодия для шарманки

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3473
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Из цикла "Закрытый показ".

Забавное обсуждение в "Закрытом показе" на "Первом канале". Фильм Киры Муратовой, значит, априори, искусство. Это не обсуждаем. Совершенно очевидный социальный посыл картины тоже не обсуждаем. Притягиваем за уши христианство. Видим метафоры там, где их нет. Вставляем "демократичное" - "сколько людей, столько мнений" (фразу, обессмысливающую, на самом деле, любую попытку разговора). Заканчиваем призывом смотреть всё русское, наше, навсегда.

Если режиссёра зовут Кира Муратова, то ей уже можно не доказывать, что её очередная картина - искусство, можно расслабиться. Она и расслабилась. Обсуждение на уровне, мол, в картине есть эстетика, и с эстетикой всё в порядке, не должно потревожить душевный покой мастера. Правда, она всё равно обиделась.

А что же кино? Совершенно банальная святочная история, где посыл "анти" ничего не меняет. Гордон назвал это, практически, "энциклопедией русской жизни". Смешно. Снято на уровне традиционной рождественской истории, с её открыточностью и обывательщиной, прорывающейся в тщательно скрываемой сусальности. Снято в фирменном муратовском стиле немотивированности действий персонажей, тонущем в немотивированности действий персонажей как законе рождественского жанра. Ключевую фразу в картине произносит работник вокзальной камеры хранения: "Чего только не бывает тут у нас. Однажды женщина оставила чемодан с трупом мужчины. Тут такое случается". Кино про то, что случается всякое, труп ребёнка, например. Буднично так, без поисков Христа или Сатаны. Случается, и всё, как чемодан в камере хранения. "Вий" святочного разлива. Дети играют отвратительно. Остальные, кроме Табакова, на уровне актёров любительского театра. Рената Литвинова играет кусочек Ренаты Литвиновой, который и играть не нужно. Кино про будничность и банальность зла. Мотивировано оно хуже некоторых качественных сериалов. Привет НТВ. Его сериалы породили много праймовых трупов, теперь сама Кира Муратова санкционировала убийство ребёнка, не дав уронить ему ни единой слезинки.

Как в любом рождественском сценарии, герои, как в роуд-муви, всё время куда-то едут, перемещаются. Старые клячи Рязанова заменены на детей. Дети очень смиренны и послушны, настолько безропотны, настолько неспособны бороться за жизнь, что выжить им трудно. Они видят рождественские торты и индейки, ёлки и празднующих людей, только им ничего не достаётся, ни одного ошмётка этого праздника жизни и Иисуса. Как и другим маргиналам. Фильм о маргиналах на обочине сытой жизни, глазами детей маргиналов. В отличие от Рязанова, готового убить негодяев, посягающих на невинных старух, Кира Муратова, видимо, вместе с мерзкой жизнью, готова убить беспомощного мальчишку. В её картине нет монстров, поскольку действия персонажей, как случайные бусины, нанизаны на колеблющуюся и рвущуюся сюжетную нить, они не стыкуются друг с другом никак, и каждый очередной "эпизодщик" видит просто детей, не зная их предыстории. Такая конструкция встречается в одиннадцати из десяти новогодних и рождественских картин. Избрав такой сценарий, трудно проявить оригинальность.

Персонажи произносят замечательно вычурные, торжественные монологи, живущие отдельной эпизодной жизнью. Это было бы прекрасно, если бы с этими монологами справлялись актёры. Олегу Павловичу Табакову удаётся на профессионализме сделать монологи убедительными (его диалог с кисой-Ренатой, в общем-то, тоже монолог), но без блеска, который мог бы оправдать приём. Но он, хотя бы, не фальшивит.

Картинка и композиция кадра местами кинематографичны, не сериальны. Обвинить Муратову в христоубийстве не позволяет название картины "Мелодия для шарманки". Шарманная песенка, как правило, грустна и незатейлива. Она о том, что грустные истории просты и тривиальны, как снег зимой, как апельсины на снегу, выпавшие из саквояжа Табакова и непонятно кем подобранные, не доставшись голодному мальчишке.

Мастер расслабился и рассказал простую историю. Мастер молчит и не хочет комментировать. Другие объяснят, что раз Муратова, значит искусство, а не публицистика на постсоветскую злобу дня, спрятавшаяся за метафорами, до которых эпизоды не дотягивают. Если это Феллини, как прозвучало в обсуждении, то это лучший Феллини СНГ, судя по призам, а если это Иоселиани с "Фаворитами Луны", то Иоселиани сделал кино про отчуждение людей на великом уровне.

Что касается символов, то любопытным представляется эпизод, где, как всегда, случайная тётка спрашивает у мальчика Никиты, любит ли он, знает ли песню "Разлука". И повторяет строчки "Разлука ты, разлука, родная сторона, никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля". И в финале сыра земля разлучает Никиту с родной стороной. Надо полагать, родины у нас не осталось. Родной стороны. Она отдаёт своих детей земле.

Если какие-то зрители хотят от картины социально-политических аллюзий, то есть от нашего, русского, которое про нас, кино, то в финале картины добрый дядечка, рабочий, пролетарий, которого злобный работодатель лишил Рождества и Зарплаты, говорит по-украински. Ему и суждено найти преставившегося Никиту. Пролетариат проводит его в последний путь.

Комментарии

Очень специальный показ
Здравствуйте, меня зовут Александр Гордон. Сегодня вы увидите наше, российское, кино. У нас в гостях наша, российская картина, получившая призы на фестивалях в Мончегорске, Усть-Каменогорске и Рейкьяв...
Двенадцать разгневанных Гордонов
Есть у меня своего рода «записки» о кино, основанные на программе «Закрытый показ», это не кинокритика, а наблюдения за обсуждением, отражения отражений, в каком-то смысле. Недавно Дмитрий Быков сказа...
Сухой суходольный Суходол
Из серии – «Закрытый показ». В «Закрытом показе» открыто и нощно показаны тени забытых предков Александры Стреляной. Все требовали от неё Бунина, не такого, как у неё, но какого, – неведомо. – Дай мне...
Последняя сказка Риты
Из серии – «Закрытый показ». Картину Ренаты Литвиновой показали и обсудили в «Закрытом показе». Участники обсуждения говорили о философии смерти, цитировали авторов, неизвестных Ренате. Она рассеянно ...
«Событие» в «Закрытом показе»
Из серии «Закрытый показ». Картина Андрея Эшпая «Событие» адресована широкому и глубокому Гордону. Она повергает в зевоту мастера детектива Устинову, усмотревшему в пьесе Владимира Набокова «Событие»...
Быть или не быть?
Картина "Быть или не быть". Россия. Режиссёр - Алексей Петрухин. Картина "Быть или не быть", по-своему, уникальна. Она исследует то пространство, куда мало кто хаживал, исследует жёстко и почти беско...
Бежать в Петербург!
Боже, как тревожит меня европейская культурная идентичность, как тревожит! Боги, боги мои, это знает уставший. Бежать, бежать в Петербург, освободиться от мертвящей энергии Венеции! Страшно, страшно в...
Российское кино: псевдопочвенничество
Российское кино: псевдопочвенничество и деревенщина По-моему, в развитии отечественного кинематографа наметились два ключевых тренда: позитивная провинция и депрессивная провинция. Что же это кино на...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Неадекватные люди
Из серии "Закрытый показ". В кои-то веки в «Закрытом показе» показана российская картина, испытывающая подлинный интерес к человеку, точнее, к паре незаурядных людей.  Это римейк фильма Чэня...