Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Ностальгия с открытыми глазами

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 397
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

А вокруг скалы Умбрии, покрытые лишаями леса,
как на картинах Пьеро делла Франческа.

-- писал Борис Филиппов в поэме “Итальянское лето: мимолетности”, навеянной в 1968 г. поездкой в Ассизи.

Что перед нами: метафора, сравнивающая одинокие клочки леса на скалах с лишаем на теле, или сложное сравнение леса с лишайником, Lichenes (“белым мхом”), в попытке сказать тем самым, что даже лес вдалеке кажется приближенным и живым. Именно скалы, а не горы, есть на картине Рождества 1475 г., хранящейся в Лондоне. Но как связаны Рождество и летние впечатления, кроме того, что Франциск Ассизский создал рождественский вертеп, выразительное подобие которого (кирпичную кладку вместо живой пещеры) мы и видим на картине Пьеро делла Франческа. Как раз они и связаны этим образом “лишая”, как живой жизни на камне, как возникновения жизни несмотря на всю противоречащую жизни суровость обстоятельств. Скалы Рождества на картине Пьеро делла Франческа -- это, конечно, зимние скалы, а лишайник -- это образ зимнего мха для русского человека. Иначе говоря, это не об особенностях итальянской природы, не о зрительном эффекте, а о воспоминании русского Рождества даже итальянским летом.

Комментарии

Тайна звездной бахромы: об одном стихотворении Мэри Визи
Поцелуешь горестные веки, скажешь, „дорогая, улыбнись!” в час, когда засеребрятся реки и подернется туманом высь. В далеко ушедшем кватроченто так писали небо мастера: облака развившаяся лента, звезд...
Кратчайший экфрасис у Якопо Саннадзаро
Поэма Якопо Саннадзаро «О рожденном Девой» (1526) по названию напоминает средневековые трактаты, – как трактат «О зачатии Девы» Ансельма Кентерберийского. Но по сути – образец работы с готовыми образа...
Кленовский и Мантенья
Одно из стихотворений Дмитрия Кленовского, выпускника Царскосельского Лицея и одного из самых преданных последователей Иннокентия Анненского, начинается: Не сейчас! — в Христово Воскресенье, Под адр...
Метафора волка
Писать в стол было для меня почти сакраментальным актом. Нет, не потому что в ранней юности меня не публиковали, и писать в стол – единственное что оставалось. Как раз наоборот. Моя писательская судьб...
Исступление
Оценивая произведение современного искусства, непременно ищем сходство с чем-то, встречавшимся ранее. Находим, вешаем на автора ярлык: «похож на того-то», «работает в таком-то стиле». Но ведь мож...
Философия милости: к 15-летию кончины Виктора Кривулина
Сонет Виктора Кривулина, вошедший в книгу Requiem(1998) как текст 16, на первый взгляд понятен: программа «абсолютной поэзии» Стефана Малларме сопоставляется с представлением об абсолютной святости Се...
Рассвет и нарциссизм
Знаменитый «Рассвет» Филиппа-Отто Рунге представляет воздушные лилии, восходящие к небу, и невзрачно растущие на земле нарциссы -- предмет заботы. Те же самые лилии и нарциссы повторены на живописном ...
Чтение как плодотворное браконьерство
Появление филологии меняет не только отношение к литературе, но и сущность литературы. До филологии литература должна была подавать сигналы, чтобы обратить на себя внимание. Например, в трагедии должн...
Остап Сливинский: "15 секвенций"
С этим зубом, который растёт втайне, пользуясь моим сном, Чтобы однажды утром, быть может, засверкать, как страшное оружие, Со всё ещё неплохим телом, хотя уже и с замедленным течением соков И доба...
Умная книга
Умная книга умеет открыться на нужной странице. Афористичность - одно из ключевых достоинств и поэтических, и прозаических произведений. Если обнаруживаешь её в наобум распахнутой книге, ку...