Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

О повести Олега Ермакова «Чеканщик»

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3376
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Повесть, которую я прочла месяц назад, не выходит из головы. Мне хочется говорить о ней снова и снова.

Если спросить тех знакомых, кто читал повесть Олега Ермакова «Чеканщик», ответят разное: один недоволен финалом, другой не понимает, зачем главный герой вообще приезжал в свой город. Зачем? Прошло больше двадцати лет, и герой не знает, что с этим городом делать. И - что ему в родном городе делать.

 

Мне повесть представляется совершенной – от начала до конца. Человек возвращается в родной город впервые после того, как в 80-х на этом вокзале его проводили на афганскую войну. Сестра, друзья, молодая жена… Прошло много лет, уже милиция переименована в полицию, и все эти годы он ничего не знает о людях своей прошлой жизни.

Он главный герой повести, но он не герой. По понятиям того времени, когда он пропал из виду, да и по нынешним понятиям – это дезертир, предатель. Мусульманин из страны бывшего врага, сбежавший солдат, теперь отец арабских дочек, чеканщик, смуглый высушенный человек нагорья. Как всё это совместилось в одной судьбе? Раскол между прежней жизнью и нынешней проходит внутри него, по границе памяти той ночи, когда он принял решение уйти. И по мере того как разматывается дорожка его памяти, мы погружаемся во всю черноту отчаяния этого поступка.

В реальной жизни есть разные истории дезертиров. Тема болезненная, мало кто в мировой литературе касается этого вопроса. Вот человек, заброшенный своей страной на ненужную войну, покидает часть – не из трусости, но из нежелания убивать. Как бы то ни было, с этого момента для страны он - предатель. Для читателя – возможно, нет. Кто кого предал – он страну или страна его?

Через всю повесть вьётся другая сюжетная линия, тонкая ветка семейного родства – параллель с дедом, пропавшим без вести на Великой отечественной. Что бы сказал дед нынешнему внуку? Внук мучительно думает об этом, стоя у могил старого кладбища. Понял бы дед его поступок? Но важнее, что поймём мы.

Трусость в том месте, куда он попал, неуместное понятие, хотя страх сопровождает человека каждую минуту – он делает шаг в пустыню навстречу смерти. В отличие от героя Хемингуэя в «Прощай, оружие», который мог затеряться в уютной Европе, ему негде искать помощи и негде прятаться. Афганское нагорье для русского советского студента-солдата чужое на многие километры, и если покидаешь своих, попадаешь к врагу. Он, конечно, надеется на маленький шанс уйти незамеченным через горы. Но это невозможно, местные жители сразу же выдают его своим. Те самые люди, которых он не хотел и не мог убивать. Тут всё очень чётко, в пустыне: ночь - так ночь, день – палящий день, и если в ночи видишь свет – это свет Корана… Звёзды, хладнокровно наблюдающие за человеком, являющие собой одинаковый рисунок - над палатками лагеря, над пустыней, где он делает первые страшные шаги в неизвестность, над смрадной ямой пленного, и после, над крышей ставшего родным ему дома, – звёзды становятся единственными честными свидетелями и предлагают только такой выбор. Они, как и суры Корана, видятся ему выбитым изначально узором, дырочками в чеканке его судьбы, светом в лабиринтах враждебного мира, и отныне весь его путь продырявлен. Он становится мусульманином, чеканщиком, осевшим на нагорье, заводит новую семью и закрывает свою прежнюю жизнь.

Но постепенно старая жизнь просачивается в новую, уже можно вернуться, попытаться кого-то найти, вспомнить. И он пытается. Но чувствует на себе пробитые дыры предопределённости, собственное лицо кажется рваным, он не может выбрать, которая половина его личности подлинная, не может совместить разрывающиеся слои. Он движется как в тумане, среди забытых лиц и незнакомых слов. В повести нет экшена, значимых событий, трагических встреч. Ничего, кроме воспоминаний, только внутренний мир расколотого надвое человека.

И если в первой части кажется очень важным, кого найдёт он на родине, с кем встретится, кто узнает его, и что скажет он, то постепенно этот внутренний мир перетягивает внимание, и всё остальное теряет значение.

Поэтому мне кажется ценным именно такой финал, когда автор «затягивает» читателя на сторону героя, заставляя раздумывать вместе с ним, и тогда ответственность за дальнейшее частично перекладывается на читателя.

Комментарии

No post has been created yet.
Позвоните на номер изящной девушке для того, чтобы получить качественный массаж. Только они зрелые массажистки будут рады принять ваше приглашение в любое время дня и ночи.